Характеристика показателей уровня жизни населения РФ в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:17, творческая работа

Описание работы

В мире нет ни одной страны, которая бы строила экономику по модели командно-административной системы и смогла достигнуть главного - обеспечить высокий жизненный уровень населения и широкий спектр гражданских и политических свобод, достойных развития цивилизации кануна ХХI века.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Рынок рабочей силы………………………………………………………….5
2. Проблемы на рынке труда в переходный период…………………………..9
3. Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России……………………………………………………………………………10
4. Социально-экономические последствия безработицы…………………….13
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Эссе №1.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  уровень безработицы в России, по данным официальной статистики, составляет 2-4% в зависимости от региона. Современная ситуация характеризуется также существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок зарплаты на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная зарплата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя зарплата по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет осуществлять воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Всё это сопровождается значительным снижением производительности  труда.

Резко снизились показатели рождаемости, средней продолжительности  жизни. В России средняя продолжительность  жизни составляет в настоящее время 59 лет.

Небольшой рост занятости  в частном секторе и в рыночных структурах не компенсирует снижение занятости в традиционных секторах экономики (промышленность, строительство). При этом сокращается занятость  в науке и в отраслях, связанных  с передовыми технологиями.

Огромный ущерб экономике  страны наносит иммиграция за рубеж  научных и высококвалифицированных  кадров. Если взять такой сегмент  рынка труда, который включает занятых  в государственном секторе и  работников бюджетной сферы, то можно  выявить следующие особенности. В России в условиях кризиса работники бюджетных сфер и сфер, традиционно относящихся к государственному сектору, готовы работать больше в ущерб свободному времени и увеличивать предложение труда при самом незначительном росте зарплаты или даже при сохранении ее на прежнем уровне, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию в будущем.

Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся  сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

Достижение нового равновесного состояния на рынке труда с целью роста производства возможно в России путем сохранения неизменной или даже небольшого снижения реальной зарплаты и увеличение спроса на труд.

Регулирующая роль государства  в области занятости выражается в следующих формах: воздействие через органы занятости на уровень и продолжительность безработицы; сокращение времени поиска работы путем организации и совершенствования систем информирования безработных о свободных рабочих местах; развитие системы переподготовки и повышения квалификации; содействие в деятельности бирж труда; проведение мониторинга состояния рабочей силы; развитие системы адресной помощи малоимущим; поддержки традиционных отраслей экономики крупных предприятий с целью сохранения рабочих мест; стимулирование создания новых производств и дополнительных рабочих мест; льготное налогообложение малого и инновационного бизнеса с целью вовлечения в него определенной части экономически активного населения; высвобождаемого из бюджетной сферы; социальная поддержка и защита пострадавших от безработицы лиц.

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономические последствия безработицы

Разрушительные социально-экономические  последствия безработицы в переходной экономике более ощутимы, чем  в рыночном хозяйстве. Система материальной поддержки безработных в переходный период находится в стадии формирования, и потому недостаточно эффективна. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет поддерживать пособие по безработице на приемлемом, хотя бы приближенном к прожиточному минимуму, уровне. Наконец, трудоспособное население, сформировавшееся в условиях стабильно высокой занятости, психологически более тяжело воспринимает потерю работы. В этой связи особо актуальным становится проведение политики повышения занятости.

Наличие циклической  безработицы представляет собой  серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия  безработицы – это, во-первых, психологические  и социальные, и, во-вторых, политические последствия потери работы.

Экономические последствия  безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода в  настоящем, а также в потере квалификации и поэтому уменьшаются шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу, что обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем.

Экономические последствия  безработицы на уровне общества в  целом состоят в недопроизводстве ВВП, отставании фактического ВВП от его потенциального уровня.

Заключение

Переход к рыночной экономике  в странах Центральной и Восточной  Европы вызвал сокращение занятости  и как следствие рост безработицы. Россия не является исключением: в 2000 году уровень безработицы составил около 12% рабочей силы. Российский рынок труда нашел весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям. В области спроса на труд – это значительное снижение реальной заработной платы, накопление долгов по оплате труда, распространение неполной занятости. Со стороны предложения труда адаптация носит более ортодоксальный характер – это заметное падение экономической активности, проявляющееся в массовом уходе с рынка труда.

Стимулирование сокращения предложения труда как способ предупреждения безработицы – один из элементов политики на рынке труда. Многие страны сознательно регулировали этот процесс путем поощрения досрочного выхода на пенсию, увеличения периода обучения молодежи, представления оплачиваемых отпусков матерям по уходу за детьми и тому подобное. Считалось, что последствия названных мер в целом социально более приемлемы, чем рост безработицы, и в большинстве случаев являлись результатом добровольного выбора людей.

В России в течение  всего периода рыночных реформ наблюдается постоянный рост доли экономически неактивных граждан в общей численности трудоспособного населения.

В целом группа неактивных граждан неустойчива: они достаточно мобильны и готовы возвратиться на рынок труда. Приток в нее происходит за счет отчаявшихся найти работу. Их можно рассматривать, скорее, как потенциально занятых, а не выбывших из борьбы безработных.

 

Список использованной литературы

  1. Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика, М., «Эконов», 1995
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 1998
  3. Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Экономика, М., АСТ «Олимп», 1996
  4. Экономика переходного периода. Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина.-М.: Изд-во МГУ, 1995
  5. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости. А. Московская, В. Московская.//Вопросы экономики.№11, 1999
  6. Принуждение к труду в переходной экономике. Т.Озерникова.//Вопросы экономики.№9, 2003

 

 

 

 

 




Информация о работе Характеристика показателей уровня жизни населения РФ в переходный период