Футбольные фанаты (хулиганы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:29, доклад

Описание работы

Наиболее агрессивные представители фанатской среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный «бойцовский клуб» с себе подобными из лагеря команды-врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. Попасть в нее крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьёз и надолго. Весьма точно на эту тему высказались в одном из своих произведений популярные английские авторы книг об околофутбольном насилии братья Бримсоны: «Футбольное насилие — как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго».

Файлы: 1 файл

Футбольные хулиганы 2.docx

— 30.05 Кб (Скачать файл)

Футбольные хулиганы

Наиболее агрессивные  представители фанатской среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный «бойцовский клуб» с себе подобными из лагеря команды-врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. Попасть в нее крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьёз и надолго. Весьма точно на эту тему высказались в одном из своих произведений популярные английские авторы книг об околофутбольном насилии братья Бримсоны: «Футбольное насилие — как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго». 
 
Почему люди этим занимаются? Если не вдаваться в детали и наиболее лаконично объяснить выбор такого странного хобби, то придется обратиться к классике романа и вспомнить Дюма, один из героев которого, мушкетёр Портос, однажды выдал свою нетленную фразу: «Я дерусь, потому что дерусь». Как это не покажется кому-то странным, но некоторым людям действительно просто нравится заниматься околофутбольным насилием. И не стоит все списывать на дурное воспитание, отсутствие образования и иные социальные теории о трудном детстве. Давно уже стало общеизвестным фактом, что футбольное хулиганство объединяет в своих рядах представителей самых разных социальных групп, независимо от их благосостояния, общественного положения и других аналогичных факторов. И бедные студенты, и богатые топ-менеджеры, да кто угодно может оказаться вовлечённым в это занятие. Деньги, работа, карьера не играют здесь своей привычной для современной жизни роли. И, быть может, в этом-то как раз и заключается одна из наиболее привлекательных его черт — возможность в мире цифровых технологий и генной инженерии испытать давно уже утраченные ощущения настоящего мужского братства. Понятное дело, что на фоне прочих, даже самых экстремальных увлечений, околофутбольное насилие резко выделяется своей повышенной социальной опасностью. Как-никак, но соответствующие статьи (причинение вреда здоровью, хулиганство, массовые беспорядки) содержатся в уголовном кодексе, и совершение предусмотренных ими деяний влечет за собой применение уголовной ответственности. Однако, перед тем как отправлять вовлеченных в сие действо молодых людей на временное проживание за колючей проволокой, следует ознакомиться с рядом замечаний относительно сущности и характера этого явления, чтобы, узнав его несколько ближе, можно было сформировать максимально адекватное к нему отношение.


Основная претензия к  хулиганам на первый взгляд вполне понятна — своими драками они  создают угрозу причинения вреда  здоровью и имуществу граждан. Но на поверку это общественное недовольство, оказывается, теряет весь свой практический смысл, вступая в противоречие с  одним из основных негласных законов  этого закрытого сообщества —  футбольные хулиганы не нападают на мирных граждан, они дерутся только с себе подобными. «Фирмы» (так сами хулиганы называют свои группировки) воюют исключительно с «фирмами». В этом, собственно говоря, и заключается цель их создания, и именно в этом — в победе над такими же хулиганами — они находят своеобразный удовольствие. Футбольное насилие давно уже трансформировалось в закрытое и в чем-то даже элитное хобби. Если сейчас, например, опубликовать перечень самых грандиозных и значимых драк, произошедших в стране за последние пару лет, то большинство из них будет для широкой публики настоящим открытием. Ну а те, что всё же известны, стали таковыми лишь потому, что сами их участники по причине своего честолюбия и желания похвастаться очередной победой решили вот так вот немного «попиариться». Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. 

Распространение фанатизма  по всему миру привело к формированию нескольких видов фан-культуры. Каждый из них имеет свои характерные особенности и различия:

  • Британский ( Англия, Шотландия, Ирландия, Дания, Россия) Характеризуется небольшим количеством атрибутики и бутафории, в основном котируются выездная и боевая деятельность, поддержка - песни и речевки. Агрессивны, но не теряют головы. Пропагандируют fair play, т.е. честную драку только руками и ногами.
  • Латиноамериканский ( Бразилия, Аргентина, Чили, Турция, Греция) Обилие флагов, шарфов, кидание резаной бумаги и взрыв ракет и петард. Крайне темпераментны и агрессивны, но слабы духом и трусливы. В драке с ними можно легко получить удар ножом или арматурой. Делают акцент на поддержку команды дома.
  • Европейский (Италия, Германия, Испания, Франция) В боление совмещает признаки предыдущих двух типов, достаточно котируется выездная деятельность.

Обычно фанатские войны возникают в трех случаях.  
Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских "Интера" и "Милана", римских "Ромы" и "Лацио", московских "Спартака" и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой.

Во-вторых, между традиционными  городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически  сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида  и Барселоны. В России это, разумеется, Москва и Петербург.  
В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами.

Поэтому все разговоры  о фанатах, которые своими драками отпугивают истинных ценителей футбола и подвергают риску невинные жизни, всё это не более чем плод работы журналистской фантазии и воспалённого воображения тех людей, кто, как правило, на стадионы не ходит. Потому что те, кто на стадионы ходят, прекрасно знают, что в наши дни никакой опасности в этом нет, даже если вы идете на такой матч как «Спартак» — ЦСКА. Насилие давно уже покинуло трибуны и ушло в глухое подполье, где его не замечает поверхностный взгляд обывателя. Бывает, конечно, и так, что и случайный прохожий становится вдруг свидетелем очередной драки враждующих кланов, но случаи, когда в подобных столкновениях страдали действительно посторонние лица, можно пересчитать по пальцам одной руки. Сам факт драки футбольных хулиганов для тех, кто в этом не замешан, как правило, ничего опасного в себе не несет, и тем нелепей выглядит попытка на пустом месте выдумать целую социальную угрозу. В наши дни околофутбольное насилие — не более чем закрытый «бойцовский клуб», куда вступают на абсолютно добровольных началах и исключительно с целью подраться с себе подобными. Да и сами эти драки, несмотря на свою массовость и хорошую организованность, в последние годы стали максимально безопасными даже для их участников, в связи с повсеместным внедрением своеобразных принципов «fair play» — уважения к оппоненту, полного отказа от использования каких-либо подручных средств и пр.

 

Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении.

Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната.

7 основных правил ультрас:

  • Не переставать поддерживать команду, невзирая на ход матча и на результат;
  • Не садиться во время матча;
  • Посещать все возможные матчи своего клуба, несмотря на цены и расстояние;
  • Верность заряжающему (человеку, стоящему там, где находится группа);
  • «Отстаивать клубные цвета»;
  • Помогать развитию ультра-культуры популяризацией движения.
  • Быть преданным клубу

 
Как правило, за каждым фанатом в  группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлялись все  необходимые для существования  и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться. 
Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов. 

За рубежом Организация, как правило, существует за счет членских взносов своих участников. В среднем по Европе сумма членского взноса составляет 10 евро в месяц. Наиболее мощные европейские организации имеют прямой контакт с высшим руководством своих футбольных клубов и, как уже не раз случалось, оказывали сильнейшее влияние на политику клуба. Случалось даже, что ультрас ( Высокоорганизованные фанаты определённого клуба) решали вопросы в пользу или против некоторых игроков и других решений клуба.

В Италии практически все крупные клубы советуются с лидерами своих ультрас по всем вопросам, способным вызвать некий резонанс на трибунах. Помимо этого, практически, все европейские группировки ультрас имеют некие коммерческие отношения с клубом. Клуб даёт возможность ультрас заработать на атрибутике, билетах.

Крупнейшие группировки ультрас активно участвуют в коммерческой деятельности поддерживаемых команд, содержат свои собственные магазины, бары и пивные залы.

Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий. 
Основная цель появления фанатского сленга с одной стороны очевидна – выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". С другой стороны появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, так как это затруднит мобилизацию новых членов. 

Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, предстаители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре. 
Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи.

 

И вообще футбольные хулиганы — далеко не единственная категория  болельщиков, готовая к использованию  своих кулаков и являющаяся носителем  агрессивной энергии. Вся наша жизнь  — это, по сути, и есть насилие, борьба, и футбола это касается в первую очередь. Все специалисты, изучавшие  данную проблему, пытались в том числе ответить на один вопрос: почему именно футбол, почему именно здесь родилось это явление? Внятного ответа никто пока дать так и не смог. Видимо, что-то такое есть в самой игре, что вызывает у ее поклонников слишком большой эмоциональный всплеск, вполне достаточный, чтобы из спокойного гражданина зритель превратился в социально опасного персонажа.

Фанаты уже оказывают  определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы  специфические лозунги. Т.Е. важно то,что фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества.

 

 


Информация о работе Футбольные фанаты (хулиганы)