Функции и типология современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
1.СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ......
5
1.1 определение семья……………………………………………………...
5
1.2 современная семья……………………………………………………...
6
1.3 семейное воспитание……………………………………………...........
9
2. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬ………….
10
2.1 роль семьи в нравственном воспитании……………………………....
10
2.2 функции семьи………………………………………………………….
13
2.2.1 социализирующие функции семьи…………………………………..
14
2.2.2 репродуктивная функция…………………………………………….
17
2.2.3 хозяйственно-потребительская функция…………………………....
18
2.2.4 восстановительная функция…………………………………………
18
3. ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЖИЗНЕНЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ……………………………………………………………………...
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное профессиональное учреждение высшего  профессионального образования

Тверской государственный  технический университет

Кафедра: «Социологии и  социальных технологий»

 

 

 

 

 

 

                                       РЕФЕРАТ

по  дисциплине:  «Социология»

на  тему: «Функции и типология современной семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы

ОПУТ з-11

Д.А. Сиваев

Приняла: Е.В. Симонова

 

 

 

 

 

 

г. Тверь

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

3

1.СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ......

5

1.1 определение семья……………………………………………………...

5

1.2 современная семья……………………………………………………...

6

1.3 семейное воспитание……………………………………………...........

9

2. ФУНКЦИИ И  ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬ………….

10

2.1 роль семьи в нравственном воспитании……………………………....

10

2.2 функции семьи………………………………………………………….

13

2.2.1 социализирующие функции семьи…………………………………..

14

2.2.2 репродуктивная функция…………………………………………….

17

2.2.3 хозяйственно-потребительская функция…………………………....

18

2.2.4 восстановительная функция…………………………………………

18

3. ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЖИЗНЕНЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ……………………………………………………………………...

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего  в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с уменьшением дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Семья является ячейкой  общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.

Семья – один из важнейших  и специфичных соц. институтов, с  помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи  определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а по мнению некоторых исследователей, кризис.

Попытаемся уделить  внимание некоторым проблемам, связанным  с семьей в рамках социологии. Рассмотрим понятие, типология и функции семьи, роль семьи в нравственном воспитании, а также социальную сущность семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

1.1 Определения семьи.

       Семья – это  основанная на браке и/или кровном  родстве малая группа, члены которой  объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимностями по отношению друг к другу. 

         Семья –  это сложное социальное образование.  Известный социолог семьи А.Г.Харчев  определяет ее « как исторически  конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

           Семейные  отношения регулируются нормами  морали и права. Их основу  составляет брак – легитимное  признание взаимоотношений мужчины  и женщины, которые сопровождаются  рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, концессии, государства.

        Также семьей  называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого  осуществляется основная часть  повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

          Семья  на микроуровне воспроизводит  все проблемы общества, а состояние  семьи, уровень ее жизни, культура семейных отношений влияет на микроструктуру общества, которое состоит из множества разнообразных типов семей.

         Роль семьи  в формировании, развитии и поддержании  самочувствия личности является  наиболее значимой. Именно в семье  закладываются основы нравственности человека,  формируются нормы поведения, развиваются индивидуальные качества личности и ее внутренний мир.

 

           Современная  семья переживает сложный этап  эволюции – переход от традиционной  модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения семейно-брачных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

           Семья  призвана обеспечивать своим членам экономическую и социальную безопасность.  Она должна осуществлять заботу о малолетних, престарелых и больных, создавать условия для социализации детей, молодежи и, что особенно важно, должна объединять своих членов чувством любви, общности, предоставляя им возможность делить трудности  и радости жизни. Однако влияние стихийных и непродуманных общественных и государственных преобразований, изменение политических и экономических ориентаций часто не позволяет семье выполнять свои функции. Такая ситуация привела к кризису современной семьи, что соответственно сказалось на демографическом, экономическом и психологическом состоянии семьи.

 

1.2 Современная семья.

Классическим примером простого социального института  является институт семьи.

Семья представляет собой  комплексное социальное явление, в  котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  процессов и которому присущи  многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в  которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и  занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность  жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят  из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку  отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее  и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

 

1.3 Семейное воспитание.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и  результаты семейного воспитания зависят  от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с  одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей  или одного из них, сиблингов -братьев  и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Информация о работе Функции и типология современной семьи