Формы социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть основные формы социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть праздник как одну из форм социально-культурной деятельности.
Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность.

Содержание работы

Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.76 Кб (Скачать файл)

д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Одной из ведущих функций  культурно-досуговой деятельности является рекреационная.

Рекреационная деятельность - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может  включать пассивное и активное участие  в индивидуальных или групповых  спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и  т.д. Рекреационная деятельность способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь  решается главная задача -психологическая разрядка и отдых.

Следующая функция, тесно  переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек  включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти - и личной) жизни, в публичном  и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни.

Таким образом, социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.

 

Глава 2. Формы  социально-культурной деятельности

2.1 Понятие формы  социально-культурной деятельности

Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура  содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Форма - внешняя и внутренняя структура содержания деятельности. Варианты определения форм СКД:

Форма СКД - это досуговое мероприятие.

Форма СКД - способ организации  деятельности учреждений культуры и  предприятий туризма.

Форма СКД - внешнее выражение  содержания СКД.

Форма СКД включает в понятие  двоякий смысл:

- с одной стороны это  способ организации досуговой деятельности;

- с другой стороны способ  отбора и подачи театрально  художественного материала.

Поэтому в специальной  литературе под формой СКД понимаются: дискуссия, лекция, праздник города, Дворец культуры, библиотечный каталог, музейная экспозиция, кинотеатр, клуб любителей  музыки, шоу-группа, городской Дом  культуры, экскурсия, туристический поход, клуб, диалог, монолог и т.д.

Однако не все эти явления  относятся к формам, поскольку  в данном перечне:

1) присутствуют субъекты - Дом культуры, кинотеатр, клуб  любителей музыки, шоу-группа;

2) присутствуют средства  СКД - библиотечный каталог;

3) присутствуют объекты  - шоу-группа, клуб любителей музыки  и т.д.

В понимании формы СКД  существует ряд негативных тенденций:

- расширение границ в  понимании форм СКД, когда включаются  нехарактерные для СКД явления.  Например: формой СКД называют  политические выборы, митинги, Дни  политических партий и т.п.

- сужение границ понятия  форм СКД;

- подмена понятия форм  СКД другими категориями. Например, учреждения культуры и предприятия  туризма художественными коллективами, клубными формированиями, формами  подготовки и переподготовки  кадров (школа профессионального  мастерства, курсы повышения квалификации).

К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль  народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Данные явления объединяют следующее:

- наличие специальных  методов;

- наличие средств СКД;

- использование литературно-художественного  материала;

- применение документального  материала.

Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и  предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Праздник - самая крупная  форма СКД. В нем задействованы  все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как  ведущее средство определяет отбор  форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы  художественной рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация  форм СКД

Структура форм СКД может  стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД  могут быть положены следующие признаки:

I. Субъект СКД

- формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные  выставки, обзор литературы);

- формы работы клубных  учреждений (тематический вечер,  вечер отдыха, дискотека);

- формы работы парков  культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные  турниры);

- формы работы музея  (экскурсия, выставка, экспозиция);

- формы работы предприятий  туризма (туристическая поездка,  экскурсия, туристический поход);

- формы работы клубных  формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия);

- формы работы учреждений  искусства: театр, филармония, концертный  зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).

II. Комплексные показатели  объектов СКД

- формы индивидуальной  работы (консультация, собеседование,  индивидуальное прослушивание, просмотр  материала);

- формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад);

- формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная  олимпиада).

III. Социально-демографические  характеристики СКД

1. По возрасту:

- формы работы с детьми  и подростками (праздники детских  книг, утренник, демонстрация мультфильмов);

- формы работы с молодежью  (дискотека, обряд совершеннолетия,  обряд посвящения);

- формы работы с людьми  среднего возраста (30-40 лет) (вечер  «Для тех, кому за…», Дни профессий);

- формы работы с людьми  старшего поколения (60 и более  лет) (вечер чествования ветеранов,  обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы).

2. По полу:

- формы работы с женщинами  (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);

- формы работы с мужчинами  (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);

3. По семейному положению:

- формы работы с молодыми  семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);

- формы работы с семейными  людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета «Мама, папа и я - спортивная семья»);

- формы работы с многодетными  семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Услуги предприятий  социальной сферы

Культурно-зрелищные предприятия  и учреждения: музеи, выставки, панорамы, театры, концертные залы, цирки, парки  аттракционов и др. Услуги зрелищных  предприятий:

- Демонстрация кинофильмов

- Показ спектаклей

- Показ концертов

- Показ цирковых представлений

- Экспозиция музеев и  организация выставок.

Услуги специализированных школ: обучение в музыкальных, художественных школах и школах искусства.

Услуги ПКиО:

- Посещение ПКиО

- Проведение танцевальных  вечеров

- Проведение театрализованных  праздников, гуляний, карнавалов, концертов  и других массовых досуговых мероприятий.

Клубные учреждения.

Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей  в целях общения, связанного с  различными интересами, а так же для отдыха и развлечения.

Клубные учреждения - массовые культурно - просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Услуги клубных учреждений:

- Обучение в кружках  и на курсах

- Проведение культурно-досуговых мероприятий: дискотек, концертов, тематических вечеров и т.п.

- Организация коллективного  самодеятельного творчества.

Услуги библиотек:

- Индивидуальная работа  с читателями

- Организация библиотечных  каталогов

- Тиражирование библиотечных  материалов

Прочие услуги культуры:

- Услуги планетариев

- Проведение лекций и  докладов

- Занятия в институтах  культуры

- Показ животных в зоопарках

- Другие услуги

Туристско-экскурсионные  услуги - услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги, проведение экскурсий и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Основные недостатки  использования форм и услуг  СКД

Издержки теоретических  исследований форм и услуг СКС:

1) неосмысленна историческая  преемственность;

2) не исследованы механизмы  формирования форм и услуг  СКС;

3) не изучен в полном  объеме арсенал форм и услуг;

4) не изучены перспективы  развития форм и услуг СКС.  Не выявлены механизмы, соотношение  спроса и предложения (потребности  населения и реально-действующим  арсеналом форм и услуг СКС;

5) недостаточно оперативное  исследование новых форм и  услуг СКС;

6) недостаточно изучен  опыт западных стран развитых, рыночных по применению форм  и услуг;

7) на практике зарубежный  опыт механически переносится  на российские учреждения культуры  и туристских предприятий. Отсутствуют  методики адаптации зарубежного  опыта;

8) наметился резкий крен  на эксплуатацию платных форм  и услуг учреждений культуры  и предприятий туризма. В данном  случае складывается ситуация, когда  продукция предприятий социально-культурной  сферы предлагается обеспеченным  слоям населения. Нарушается принцип  общедоступности. Малообеспеченные  слои населения оказываются вне  поля зрения предприятий социальной  сферы. Организация досуговых мероприятий для данной категории зачастую проходит в виде благотворительных акций. Сокращаются мероприятия для детей, подростков, лиц пожилого возраста.

9) нарушается пропорция  между различными группами форм  и услуг СКС. На первый план  вышли формы и услуги развлекательного  характера.

Информация о работе Формы социально-культурной деятельности