Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.

Содержание работы

Введение
1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Усыновление (удочерение) ребенка
1.2 Опека (попечительство)
1.3 Приемная семья
1.4 Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей
1.5 Патронатное воспитание
2. Основные гарантии социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Усыновление (удочерение) ребенка

1.2 Опека (попечительство)

1.3 Приемная семья

1.4 Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей

1.5 Патронатное воспитание

2. Основные гарантии социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько  человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена  войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились  сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так  называемое социальное сиротство, когда  дети лишаются родительского попечения  в силу нежелания или невозможности  осуществлять последними родительские обязанности.

Организация социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

 

К числу детей-сирот относятся  те, у которых умерли оба или  единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Государство вынуждено брать  на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать  немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых условиях (опекунских, приемных – т.е. в тех условиях, где отсутствует генетическая связь между родителями и детьми). Основное содержание социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается  на органы попеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления..

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения  родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в  приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. Законодательство, таким  образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и  создающим оптимальные условия  для его воспитания и развития.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства.

 

1.1 Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка  – это государственный акт, в  связи с которым между усыновленными  и их потомством, а также усыновителями  и их родственниками возникают права  и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Основной социальной целью  усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни  и воспитания в условиях семьи. На первое место при усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

К интересам ребенка, которые  обязательно должны быть соблюдены  при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

Именно в интересах  детей не допускается усыновление  разными лицами братьев и сестер.

Не вызывает сомнения, что  легче процесс взаимной адаптации  усыновленного и усыновителя  происходит при усыновлении малолетнего  ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине следует особенно внимательно  рассматривать просьбы об усыновлении  юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшим  в их воспитании или содержании, не проявлявшим о них заботы и  внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого  юноши (девушки). Усыновление детей  такого возраста не всегда может рассматриваться  как «соответствующее интересам  усыновляемого», поскольку усыновление  налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производится в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.

Тщательное выяснение  обстоятельств дела при решении  вопроса о допустимости усыновления  подростка – залог предотвращения усыновления его недобросовестными  лицами в целях возложения на него спустя непродолжительное время обязательств по собственному содержанию или получению тех или иных льгот, предусмотренных законом. Необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилым помещением усыновленного, право получит пособие, пенсию, наследство, причитающееся усыновленному, и т.п.

Закон не содержит ограничений  по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети.

Предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами РФ, а также  родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями – иностранными гражданами

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные  права и обязанности по отношению  к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом  по заявлению лиц (лица), желающих усыновить  ребенка, при обязательном участии  органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме  лиц, которые согласно ст. 127 СК, не имеют  право на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна  по состоянию здоровья и т.д.) Разница  в возрасте между усыновителем и  усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом  уважительными, она может сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в  возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.

Приступая к работе по усыновлению  социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

 

1.2 Опека (попечительство)

Опека и попечительство в  семейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без  попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов.

Закон устанавливает следующие  основания для назначения ребенку  опекуна (попечителя):

Факт отсутствия попечения  со стороны родителей или лиц  их заменяющих (ст.145 Семейного Кодекса  РФ), а именно:

- смерть родителей (объявление  родителей умершими, которое производится  судом, по правовым последствиям  приравнивается к смерти);

- лишение их родительских  прав;

- ограничение их в родительских  правах;

- признание родителей  недееспособными;

- болезнь родителей; 

- длительное отсутствие  родителей; 

- уклонение родителей  от воспитания детей или от  защиты их прав и интересов; 

- отказ родителей взять  своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений  социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений;

- пребывание родителей  (родителя) в местах лишения свободы. 

Рождение ребенка у  лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного  Кодекса РФ).

Опека и попечительство над  детьми преследуют две цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения  родителей; б) защита прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей.

Семейным и гражданским  законодательством установлено, что  опека устанавливается над малолетними  детьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство – над несовершеннолетними  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Разграничение понятий опеки  и попечительства не имеет существенного  значения в сфере воспитания и  образования подопечных детей, но важно  в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных имущественных и неимущественных  прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы  восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно решать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а так же сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает  опекуна или попечителя ребенку  в течение месяца с момента, когда  ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над ним. Если ребенку, нуждающемуся в опеки или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Информация о работе Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей