Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе………………………………………………………………………….....9
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в Российской Федерации………………………………………………………..16
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы…………...21
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе……………………………21
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………......33

Файлы: 1 файл

курсовая работа на защиту 31.docx

— 66.97 Кб (Скачать файл)

Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат.

Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному  плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального  образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы  освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения [3, стр. 85].

Далее проводится повышение  квалификации по социальной работе с  расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и  включает в себя освоение основных разделов социальной работы.

Личностно и профессионально  ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения  качества подготовки специалиста назначается  руководитель, который принимает  непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность  за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальных учреждениях.

На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).

Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб  осуществляется в государственных  университетах, педагогических и медицинских  вузах, технических и технологических  высших учебных заведениях.

Исследование, проведенное  группой совета учебно-методического  объединения вузов в области  социальной работы, показало, что к  подготовке социальных работников проявляют  все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.

В целом по стране можно  выделить несколько уровней подготовки кадров.

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних  специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать  бригадирами отделений по обслуживанию  больных, одиноких, престарелых,  социальными педагогами и т.д. 

3. Обучение в университетах,  академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных,  вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на  спецфакультетах (имеющие высшее  образование обучаются 1-3 года).

Что касается высшего профессионального  образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения  диплома имеют право вести  учебно-педагогическую и научно-исследовательскую  работу.

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит  специалистов-организаторов, управленцев  социальной работы с населением, некоторые  вузы - специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах  и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, в которые он может трудоустроиться. В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций (Таблица 1).

Таблица 1 Специализации специалистов по социальной работе в РФ

1

2

Специализации 

Квалификация и трудоустройство

"Организация социальной  защиты населения"

подготовка по этой специализации  предполагает будущее трудоустройство  в органах управления системы социальной защиты населения;

"Социально-экономическая  поддержка населения"

целесообразно ориентировать  на работу в отделениях социально-экономической  помощи территориальных центров  социальной помощи семье и детям, комплексных центрах социального  обслуживания населения

"Социально-правовая поддержка  населения"

ориентация на трудоустройство  в службах срочной социальной помощи, центров социального обслуживания; социально-реабилитационных центров  для несовершеннолетних; в отделениях социально-правовой помощи

"Медико-социальная работа  с населением"

возможное трудоустройство - в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям

"Социальная реабилитация  детей с ограниченными возможностями"

работа в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями;

"Социальная реабилитация  взрослых с ограниченными возможностями"

будущее место работы - в отделениях медико-социальной помощи, центрах реабилитации взрослых граждан с ограниченными возможностями;

"Трудовая терапия лиц  с ограниченными возможностями"

выпускники должны ориентироваться  на работу в тех же учреждениях, что  и получившие две предыдущие специализации;

"Психосоциальная работа  с населением"

рабочие места получивших эту специализацию - службы срочной  социальной помощи центров социального  обслуживания; отделения психолого-педагогической помощи территориальных центров  социальной помощи семье и детям; учреждения психологической помощи населению;

"Социально-педагогическая  работа с семьями и детьми"

в системе учреждений социального  обслуживания потребность в кадрах по этой специализации существует в  специализированных учреждениях для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации

"Социальная работа  с асоциальными семьями и детьми  с девиантным поведением"

специалисты этого профиля  необходимы для отделений профилактики безнадзорности детей и подростков территориальных центров социальной помощи семье и детям;

"Медико-социальная помощь  людям пожилого возраста и  инвалидам в условиях стационарных  учреждений социального обслуживания"

место работы специалистов - в домах-интернатах;

"Социальная реабилитация  лиц без определенного места  жительства и занятий"

осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения;

"Социальная работа  с людьми пожилого возраста"

потребность в кадрах по этой специальности существует в  центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специальных домах для одиноких престарелых


В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует  более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них  доктора и кандидаты наук, профессора и доценты [22, с.20].

В стране создано несколько  профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.

С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации  в области социальной работы. Основными  задачами УМО являются: координация  деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских  учреждений, формирование перспективных  планов, подготовка учебников и учебных  пособий, разработка Государственных  стандартов в соответствии с Законом  об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое  сообщество [29, с.79-84]. 

В момент его создания в  УМО входили представители 42 вузов, научно-исследовательских и учебных  центров, осуществляющих подготовку и  переподготовку кадров по специальности "Социальная работа". Ныне таких  вузов и центров более 100.

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального  образования требования к обязательному  минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению "Социальная работа". В соответствии с Государственным  стандартом усилиями УМО, вузовских  коллективов обновляются имеющиеся  учебные программы, разрабатываются  новые.

В некоторых вузах открыта  аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной  дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в  одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

Однако имеется еще  немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно уже  говорилось во втором параграфе первой главы курсовой работы.

В числе актуальных проблем  подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:

Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной  дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих  знаний и умений и какой-то узкой  специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и  специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда [24,с. 5]. 

 

1.3 Проблемы подготовки  специалистов по социальной работе в

      Российской  Федерации

Социальные работники  имеют дело с людьми разного возраста - с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются  с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как  физического, так и психического); правосудием; системой образования; с  планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуют сети поддержки, а, кроме того, они планируют и  координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации  и, наконец, формируют ее оценку.

Им приходится работать как  с традиционным контингентом - с  детьми и пожилыми людьми, так и  с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с  иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают  себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. В развивающихся  странах система социальной работы ориентируется на развитие общества в целом.

В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги они работают в контакте с представителями  других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуют работу в  общине, учитывая ее специфику.

Почти во всех странах проводится работа с неимущим населением. Независимо от того, в какой организации трудятся социальные работники - в государственной, добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающие ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее социально уязвимых слоев  населения, стремление к мирному  сосуществованию, добрую волю.

 Большое количество  клиентов, с различными проблемами  обязывают социального работника  быть человеком, образованным  во всех сферах жизни общества. С этим и связаны различные  проблемы подготовки специалистов  по социальной работе. Социальный  работник должен быть универсалом [17, с.68] . 

На современном этапе  формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан  проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов, т.е. подготовке специалистов в области социальной работы.

В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе - это адекватная реакция  на сложившуюся непростую социально-экономическую  и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению  негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных  категорий населения нашей страны.

В 2009 году в России действует  около 1670 центров социального обслуживания, 843 центра социальной помощи семье и  детям, 54 центра психолого-педагогической помощи населению и экстремальной  психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и  подростков, 59 социально-реабилитационный центров для несовершеннолетних, 63 центра помощи детям, оставшимся без  попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного  места жительства и занятий. В  системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов. Но, к сожалению, этого числа социальных служб и специалистов, работающих в них недостаточно для такой  страны как Россия, с множеством пробелов в области социальной защите населения [15, с.64].

К тому же современные условия  диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, стационарные факультеты и  отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению "социальная работа". В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры, технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных заведений, работники МВД и др. Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.

Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом