Формы подготовки социальных работников: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
Периоды становления социальной работы
Становление системы подготовки социальных работников

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Типы теорий и модели социальной работы
2.2. Современная политика в социальной работе
2.3. Зарубежный опыт организации сферы социальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Formy_podgotovki_sots_rab.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

В России в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомвуза квалификационная характеристика «Специалист  по социальной работе» была введена  в 1991 г. и открыта новая специальность 03.12 «Социальная работа» для высших и средних специальных заведений1.

Начиная с 1991 г. в России сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно  расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 1994/95 учебном году — 70. Подготовку специалистов по социальной работе осуществляли также 6 средних специальных учебных заведений.

По состоянию  на март 1994 г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой  кадров для системы социальной защиты населения, было 6 государственных академий, 24 государственных университета, 21 институт социального и гуманитарного профиля, 4 учебных кадровых центра, 3 колледжа, 1 лицей, 6 техникумов 310.

Подготовку  специалистов по социальной работе на базе общего и среднего специального образования осуществляли 28 вузов, на базе высшего образования — 26 вузов, кроме того, 18 вузов осуществляют переподготовку социальных работников.2

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров:

1. Курсовая или  допрофессиональная подготовка  на курсах, в школах, лицеях. Выпускники  со средним образованием пополняют  ряды социальных работников отделений  по обслуживанию больных, престарелых,  одиноких. Им предоставляется также  право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в  средних специальных учебных  заведениях. После их окончания  можно работать бригадирами отделений  по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до б лет), на специальных факультетах (имеющие высшее образование обучаются 1—3 года)3.

Что касается высшего  профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы — специалистов в службе занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению.

В стране создано  несколько профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты  по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.

«Государственная  система социальной помощи семье  и детству» — основное программно-методическое обеспечение, на базе которого началась подготовка специалистов по социальной работе. Оно было осуществлено Временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК), учрежденным в 1991 г. Министерством образования и Госкомитетом по делам семьи и демографической политики Российской Федерации. Этим научно-исследовательским коллективом были разработаны учебные планы по шести специализациям, а также более 100 учебных программ по различным дисциплинам.

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению «Социальная работа». В соответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективов обновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.

По проблемам  теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое  количество учебных пособий, брошюр и статей.

В некоторых  вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

Все это свидетельствует  о том, что процесс становления  социальной работы как науки и  учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система  подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности — социальной сфере.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников отметим следующие:

1. Более тесная  связь обучения выпускников с  их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка  социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

3. Расширение  географии подготовки социальных работников.

4. Обновление  существующих программ, создание  новых, подготовка учебников и  учебных пособий по учебным  дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом.

5. Конституирование  социальной работы как новой  дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невозможно.

6. Получение,  хранение и распространение социальной информации. 
Необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса социальных работников, определить их права, гарантии деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений.

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Современное понимание  основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.

2.1. Теории  и модели социальной работы

Многообразие  моделей теоретического обоснования  практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения  в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.

С.И. Григорьев, анализируя современные модели социальной работы, выделяет три группы4:

1.     психолого-оринтированные;

2.     социолого-ориентированные;

3.     комплексно-ориентированные.

Социолого-ориентированные  модели наиболее тесно связаны с  социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют “модели жизни” экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.

“Модели жизни” экологической  теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т. п.). Деятельность социального работника  при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.

Социально-радикальная  модель. В её основе – положения  движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп Технология защиты и “наделения полномочиями” направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур).

Марксистская  модель Она основывается на понимании  деятельности социального работника  как силы, способствующей осуществлению  совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работника как социальный “контролер”, как социальный “стабилизатор”, социальный “адвокат”, социальный “врач”. Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.

Психологоориентированные  модели социальной работы связаны с  возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению  ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.

Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.

Экзистенциальная  модель связана с экзистенциальными  и феноменологическими подходами  психологии. При анализе поведения  клиента важно учитывать, как  он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска (“недооцененные группы”), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология “активного слушания” (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы – не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его  личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

Комплексно-ориентированные  модели социальной работы. Усиливающиеся  междисциплинарные и интегративные  тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск  комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также – средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия5.

Социально-педагогическая модель (А.В. Мудрик6, В.Г. Бочарова7) особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.

Информация о работе Формы подготовки социальных работников: история и современность