Формы и способы регулирования этнических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении основных форм проявления этнических конфликтов, а также методов их регулирования.
В рамках достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
дать определение понятию «этнический конфликт» и рассмотреть классификацию такого рода конфликтов;
изучить способы урегулирования этнических конфликтов;
рассмотреть случаи возникновения и разрешения этнических конфликтов на примере Кавказского региона.

Файлы: 1 файл

этнические конфликты 2003.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)
="justify">     Постконфликтное урегулирование в Карабахе, Южной  Осетии, Абхазии, Пригородном районе Республики Северная Осетия не стало  необратимым процессом. Помимо актуализированных ("открытых") конфликтов в Кавказском регионе развиваются латентные ("скрытые") конфликты, временами переходящие в "открытую фазу". Именно Кавказ стал своеобразным «поставщиком» непризнанных государственных образований на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чеченская республика Ичкерия в 1991–1994 и в 1996–1999 гг.).

     Из  четырех ныне существующих непризнанных государств постсоветского пространства три расположены в Кавказском регионе. Помимо непризнанных государств на территории Кавказа существовали и существуют ныне неконтролируемые территории, не имеющие даже непризнанных государственных институтов. К таковым можно отнести так называемую Кадарскую зону в Республике Дагестан, существовавшую в 1998–1999 гг., западные области Грузии в начале 1990-х годов, Кодорское ущелье ("Абхазская Сванетия"). Кстати сказать, в Абхазской Сванетии грузинские беженцы из Абхазии в 1993 г. подвергались нападениям и грабежам со стороны «дружественных» и «кровнородственных» сванов в гораздо большей степени, чем со стороны абхазов.

     Стоит отметить, что зачастую обычная недооценка латентных конфликтов, рассматриваемых как банальное хулиганство, имела значительные политические последствия. В 1950-е — 1980-е годы межэтнические столкновения между русскими и чеченцами, русскими и ингушами в Чечено-Ингушетии рассматривались исключительно как обычные социальные конфликты. Ни массовые выступления русского населения против возвращавшихся из депортации чеченцев в 1958 г., ни проявления ксенофобии с чеченской стороны не анализировались органами власти именно как межэтническое противостояние. Прямым результатом недооценки этнической мотивации этих конфликтов стала трагедия начала 1990-х в Чечне. Погромы в Сумгаите (1988 г.) и Баку (1990 г.) власти также пытались представить исключительно как девиантное поведение групп несознательных граждан. Последующая кровопролитная война между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха подобные представления опровергла. [7]

     На  Кавказе все вооруженные межэтнические противоборства были следствием неразрешенных многолетних латентных конфликтов. Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха начинался с "войны петиций и митингов", этнических погромов и только затем перерос в крупное военное противоборство. Грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты изначально развивались как политико-правовые (статусные) споры. Осетино-ингушский этнотерриториальный конфликт был запрограммирован сталинской депортацией 1944 г. и последующей непоследовательной политикой по ликвидации ее последствий. Российско-чеченский конфликт на первом этапе сочетал в себе и политико-правовые и исторические коллизии.

     В то же время массовые "воспоминания" о прошлых открытых, в том числе  военных, конфликтах стали фактором формирования новых конфликтов. Правоту своих сегодняшних действий лидеры этнонациональных движений оправдывают ссылками на исторический опыт межэтнических столкновений прошлых веков. Современные межэтнические конфликты вписываются их идеологами в широкий исторический контекст. Армянские и азербайджанские этнонационалисты апеллируют к истории военного противостояния между Первой Республикой Армения и АДР (Азербайджанской Демократической Республикой), Турцией в 1918–1920 гг. Лидеры этнонациональных движений Абхазии и Южной Осетии говорят о многолетней борьбе с происками "малой империи". Идеологи чеченского сепаратизма выдвинули тезис о "четырехсотлетней борьбе" России с Чечней.

     Целый ряд кавказских конфликтов остался  на уровне латентных. Между кабардинцами и балкарцами в Кабардино-Балкарии, карачаевцами и черкесами в Карачаево-Черкесии, грузинами и азербайджанцами в Квемо-Картли, грузинами и армянами в Самцхе-Джавахети, русским населением Дона, Кубани, Ставрополья и мигрантами боевые действия не велись и не ведутся. Однако в последние 15 лет отношения между перечисленными этническими группами не единожды обострялись. Формы межэтнического противоборства в данных случаях носили менее радикальный характер (массовые акции, драки, кадровые преференции для "своих" и стеснения для "чужаков"). Целый ряд межэтнических и межконфессиональных конфиктов начала 1990-х годов в Дагестане (аварско-чеченский, кумыкско-аварский, лакско-кумыкский, противоборство русских и горских переселенцев в Кизлярском районе, конфликт между салафитами и тарикатистами) сопровождался насилием. Однако эти столкновения не переросли в военное противоборство и к концу 1990-х годов перешли в разряд латентных. [7]

     Применительно к Кавказскому региону можно  констатировать, что грань между актуализированными и латентными конфликтами легко преодолима. В 1992 г. при посредничестве РФ был прекращен вооруженный грузино-осетинский конфликт, и начался этап постконфликтного урегулирования. Однако стремление к изменению сложившегося status quo привело в 2004 г. не только к деградации переговорного процесса, но и к возобновлению вооруженного противоборства. Конфликт, имевший тенденцию к превращению в "скрытый", снова стал актуализированным. В мае 2004 г. отмечался десятилетний юбилей прекращения огня в Нагорном Карабахе. Однако представители противоборствующих сторон не раз декларировали готовность к возобновлению военных действий. Более того, подобные декларации получают определенную общественную поддержку. По данным социологического исследования в рамках проекта "Южнокавказская сеть за гражданское согласие" при содействии Европейской комиссии (2002 г.) 32 % опрошенных азербайджанцев и 16,6 % респондентов-армян не выступают против военного решения карабахской проблемы.

     Все вооруженные столкновения на Кавказе изначально складывались и развивались как внутригосударственные. Все будущие независимые государства Юга Кавказа, северокавказские национально-территориальные образования в составе РФ, непризнанные государства и неконтролируемые территории до 1991 г. входили в состав СССР. Армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, грузино-осетинский, российско-чеченский конфликты в позднесоветский период происходили между руководством союзных и автономных республик, развиваясь как противоборство принципов территориальной целостности и права на этнонациональное самоопределение. [8]

     Осетино-ингушский  конфликт, с одной стороны, был  конфликтом различных этнических групп, а с другой — территориальным  спором. Что же касается латентных  конфликтов, то противоборствующими  сторонами в них и до и после распада Союза ССР были различные этнические группы (грузины и армяне, карачаевцы и черкесы, кабардинцы и балкарцы, лакцы и кумыки). После распада СССР армяно-азербайджанский конфликт трансформировался в межгосударственный. Однако по справедливому замечанию российского дипломата В.Н.Казимирова, "специфика карабахского конфликта в том, что в нем сторон, как минимум "две с половиной". В военных действиях, конечно, были две сражающиеся стороны (формирования карабахских армян вместе с регулярными частями Республики Армения составляли одну из них), но в политическом плане их было три (Баку-Степанакерт-Ереван)". Таким образом, армяно-азербайджанский конфликт рассматривался (по крайней мере, в азербайджанской интепретации) не только в качестве борьбы двух государств, но и как борьба с "карабахским сепаратизмом".

     Выход национальных республик из состава  Советского Союза спровоцировал  сецессионистские настроения бывших автономий. Грузино-осетинский, грузино-абхазский, российско-чеченский конфликты стали противостоянием центральной государственной власти и сепаратистских образований. При этом определение "сепаратист" в равной степени используется противоборствующими сторонами. Для лидеров непризнанных Абхазии и Южной Осетии в роли сепаратиста выступает Грузия, вышедшая из состава СССР и тем самым предоставившая возможность для этнонационального самоопределения осетин и абхазов. В начале 1990-х годов идеологи "чеченской революции" призывали отказаться от двойных стандартов и квалифицировали антисоветские действия российского руководства в 1990–1991 гг. как сепаратизм. [8]

     Осетино-ингушский  конфликт сохранил формат внутригосударственного территориального. Наиболее яркие примеры  конфликтов различных этнических групп  продемонстрировал Дагестан, самое  полиэтничное национально-территориальное образование в составе России, в котором отсутствует "титульная нация" и определяющую роль играет этнический баланс сил. Нарушение этого баланса, достигнутого в советские годы в обход официальной партийной иерархии, и поиск нового соотношения сил стали источниками серии межэтнических противостояний начала 1990-х годов. Установление нового этнического равновесия в дагестанской власти в 1994 г. способствовало снижению уровня этнической конфликтности в республике.

     Важной особенностью Кавказского региона является преобладание межэтнических конфликтов над межконфессиональными. Подобный феномен объясняется несколькими причинами:

     — государственные образования Юга  Кавказа и северокавказские республики в составе РФ в течение 70 лет входили в состав советского государства, с одной стороны, проводившего политику государственного атеизма, а, с другой, способствовавшего правовой институционализации этничности. Религиозность запрещалась, в то время как этничность культивировалась;

     — ислам и православие в регионе имеют существенные особенности. Кавказское православие и кавказский ислам являются феноменами, весьма отличающимися от принятых стандартов;

     — этническая консолидация на Кавказе развита сильнее, чем конфессиональная. Более того, между различными направлениями ислама на Кавказе (суфизм и "салафийа") существуют серьезные и подчас непримиримые противоречия. [7]

     Время от времени все крупные межэтнические  конфликты в регионе рассматриваются  как религиозные противостояния. Армяно-азербайджанский, российско-чеченский, осетино-ингушский конфликты нередко трактовались как конфликт христиан и мусульман. Наличие религиозной мотивации в этих конфликтах очевидно. Но очевидно также преобладание этнических лозунгов над целями борьбы за веру. Союзником христианской Армении, а не мусульманского Азербайджана, является Исламская Республика Иран, в то время как светская Турция, ориентированная на США и Западную Европу, поддерживает Баку. В ходе вторжения боевиков Ш.Басаева в мусульманский Дагестан на стороне российских войск (среди которых были и призывники-мусульмане) выступили мусульмане — жители Дагестана.

     Даже  наиболее известные теракты чеченских  сепаратистов (Буденновск, Кизляр, Норд-Ост) проходили не столько под зеленым  знаменем пророка, сколько под лозунгом независимости Ичкерии. В ходе периодического обострения латентных межэтнических конфликтов друг против друга выступали представители различных этносов, исповедующих ислам. Мусульманами являются такие оппоненты, как кабардинцы и балкарцы, карачаевцы и черкесы, аварцы и чеченцы-аккинцы, лакцы и кумыки. Грузино-осетинский или грузино-абхазский конфликты проблематично рассматривать в рамках религиозного дискурса. Напротив наиболее жестокими конфликтами, сопровождавшимися насилием, были противостояния между представителями различных направлений ислама (тарикатисты и салафиты ("ваххабиты")). Наиболее острые формы такая борьба приняла в Дагестане и в Чечне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Этнический  конфликт является одной из разновидностей межгруппового (социального в широком смысле слова) конфликта. Этнический конфликт – это конфликт, возникающий по поводу прав и интересов этнических общностей. Однако в чистом виде этнических конфликтов практически не встречается, так как все они имеют какого-либо рода «оттенок» (политический, экономический и т.д.).

     Ученые  предлагают множество классификаций  этнических конфликтов. Так, например, если классифицировать их по целям, то можно выделить социально-экономические, культурно-языковые, политические и  территориальные. По форме выделяют вооруженные конфликты (региональные войны, краткосрочные вооруженные столкновения) и невооруженные (институциональные, манифестирующие и идеологические).

     Для разрешения того или иного конфликта  нужно прежде всего помнить, что  каждый из них специфичен и требует индивидуального подхода. Но для урегулирования любой конфликтной ситуации важно наличие 3 условий: 1) осознание каждой из сторон наличия конфликта; 2) высокая степень организованности сторон; 3) принятие сторонами определенных правил игры, только при выполнении которых возможен переговорный процесс.

     Возможно 4 способа урегулирования конфликта: 1) достижение компромисса; 2) саморассасывание конфликта; 3) «естественное» развитие событий; 4) нейтрализация конфликта. При применении тех или иных методов для разрешения конфликтной ситуации стоит учитывать, что конфликт в своем развитии проходит 4 фазы (латентную, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта), для каждой из которых необходим подбор своего определенного набора способов воздействия. К основным методам ослабления и торможения конфликтов относятся: 1) деконсолидация противоборствующих сторон; 2) применение различного рода санкций к конфликтующим сторонам; 3) метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них.

     Наиболее  яркие примеры этнических конфликтов можно увидеть в истории Кавказа. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять произошли в Кавказском регионе. Это — армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, осетино-ингушский и российско-чеченский конфликты. Стоит отметить, что на Кавказе все вооруженные межэтнические противоборства были следствием неразрешенных многолетних латентных конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы и способы регулирования этнических конфликтов