Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение фонда социального страхования и его роли в реализации социальных функций государства.
Задачи: изучить историю образования Фонда; рассмотреть формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ; определить место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ; изучить структуру доходов и расходов фонда социального страхования РФ; провести анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации……………………………………………………………..8
1.1 История и причины образования Фонда……………………………………8
1.2 Цели и задачи, структура управления Фондом социального страхования РФ…………………………………………………………………………………13
1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ……………….22
2 Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования……....28
2.1 Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…...28
2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ…………………………………………………...29
3 Социальное страхование в России: состояние и проблемы………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………....44

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.

Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

Отвечающее современным условиям России социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, предназначенным не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.

Таким образом, в России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам.

Внебюджетные фонды — это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития. Фонды социального назначения являются специализированными финансово-кредитными учреждениями при Правительстве РФ, осуществляющими управление средствами государственного социального страхования на всей территории РФ в разрезе 4 отраслей социального страхования. Фонд социального страхования (ФСС РФ) занимается обязательным общим социальным страхованием и обязательным профессиональным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ведении Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное страхование. Кроме того, есть фонды обязательного медицинского страхования — Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Заявленные Правительством РФ решения о переводе с 2010 года обязательного социального страхования на страховые принципы и переходе от единого социального налога к страховым взносам, введение единой для страхователей совокупной ставки тарифа страховых взносов и предела страхуемого заработка, а также целевых ориентиров в пенсионном обеспечении изменяют модель российского социального страхования.

Единый социальный налог, составляющий в настоящее время основу формирования средств внебюджетных социальных фондов, принципиально отличается по своей природе и функциям от страховых взносов. Применение ЕСН привело к смешению социального страхования и социального обеспечения, утрате страхового характера социальных платежей, снижению заинтересованности сторон трудовых отношений к уплате страховых взносов и эффективному их использованию. Очевидно и то, что существенное сокращение ставок единого социального налога с 2005 года не стало стимулом для работодателей к легализации и повышению заработной платы, не привело к расширению налогооблагаемой базы и увеличению наполняемости внебюджетных социальных фондов, но при этом подорвало их финансовую устойчивость, создало предпосылки к нарастающему дефициту бюджетов фондов и усилению  зависимости от федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФ как важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.

В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.

Проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:

1) До настоящего времени нормативно  не урегулирован вопрос перехода  к Российской Федерации обязательств  по возмещению вреда гражданам  вне рамок обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.

2) В расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 -2009 годах включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого вида расходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

3) Законопроектом расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.

4) Размер социального пособия  на погребение, установленный Федеральным  законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ  «О погребении и похоронном  деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не  индексировался с 2000 года.

5) Статьей 10 Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены ассигнования  только на оплату полной стоимости  путевок для застрахованных на  долечивание в санаторно-курортных  учреждениях после стационарного  лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. Фонд как страховщик не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед застрахованными лицами в части реализации требований подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

6) В представленном Законопроекте  не в полном объеме учтена  потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования, посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Для достижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы как внебюджетные фонды, их особенности и классификация, история возникновения ФСС и его задачи.

В перспективе эффективность деятельности практически всех внебюджетных социальных фондов будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 28.
  2. Федеральный закон от 03.12.2008 г. № 239-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».
  3. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2007.
  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.
  5. Бюджетная система России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2007.
  7. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.
  8. Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. 2008.
  9. Российский статистический ежегодник 2007: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2007.
  10. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  12. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.
  13. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы// - Экономист . - 2008. - № 5.
  14. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы, 2008, № 4.
  15. Смирнов С., Малеева Т. "Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования" // Человек и труд, 2008, № 5.
  16. Соколов В. П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 10.
  17. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2008. - №10.
  18. . Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008. - № 5.

 

 

 

 

 


Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы