Физиология человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Жизнь развивается по строгим законам природы. Биологические виды (в том числе и человек) могут существовать и нормально развиваться только в определенных условиях, к которым они адаптировались в результате тысячелетий эволюции. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, обусловленные его трудовой деятельностью.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 169.35 Кб (Скачать файл)

Ухудшения экологической  ситуации в Российской Федерации  обусловлено:

резким усилением антропогенного воздействия на природу вследствие пусков, стрельб и использования  В и ВТ в больших масштабах;

применением в народном хозяйстве  несовершенных, а поэтому и крайне опасных в смысле вероятности экологических катастроф технологий.

Актуальность постановки и решения задач обеспечения  ядерной безопасности обусловлена:

- возрастанием вероятности несанкционированного применения ЯО и ЯЭУ, в том числе, их захват в целях монтажа;

- внешним воздействием на ЯО и ЯЭУ вследствие расширения в местах их дислокации сети потенциально опасных хозяйственных энергетических объектов;

- снижением ответственности, как государственных органов, так и обслуживающего персонала за их безаварийную эксплуатацию;

- ухудшением состояния транспортных сетей страны. Военную составляющую вопросов экологической и ядерной

опасности определяют:

-  военный транспортно-строительный комплекс сил обороны Российской Федерации и транспортно-дорожный комплекс страны в целом;

- сбросы с береговых объектов ВМФ и сточных вод с кораблей без очистки во внутренние и международные воды; деятельность флота в экономически нестойких зонах - это угроза загрязнения морских эваторий;

- эксплуатация В и ВТ, в тс*м числе ЯО и ЯЭУ;

-  пресечение столкновений и разъединение противоборствующих сторон;

- защита важных стратегических объектов;

- неблагоприятная экологическая обстановка в местах дислокации частей, обусловленная их повседневной деятельностью.

В связи с этим становится очевидным необходимость разработки и внедрения в военные структур» действенных административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью.

Технологическая опасность

В настоящее время промышленные аварии, катастрофы, а также стихийные  бедствия стали угрозой национальной безопасности в России.

ляются:

- химическая;

- нефтеперерабатывающая и нефтегазодобывающая;

41

- металлургическая, горнодобывающая и атомная;

- магистральные нефте   и газопроводы;

- железнодорожный и воздушный транспорт.

Резко возрастает опасность  техногенных катастроф, связанных  с использованием В и ВТ.

Исключительную опасность  представляют технология и громадный объем работ по утилизации ядерных боеприпасов, ракетного вооружения, атомных подводных лодок, уничтожению химического оружия.

Все это вызывает необходимость  разработки нормативно-правовой базы, организационного и кадрового обеспечения  решения существующих проблем.

Травматизм и  профессиональные заболевания

Человечество справилось с эпидемиями чумы, холеры, нашло  способы борьбы со многими заболеваниями  и изыскивает пути продления жизни, сдерживания войн, но до сих пор не научились надежно защищать самого человека, его здоровье в процессе повседневной деятельности.

Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. О том, что травматизм в наше время может быть приравнен к эпидемии, свидетельствует международная статистика: число людей, ежегодно страдающих от несчастных случаев, составляет более 10 млн., причем полмиллиона из них гибнет. Наметилась стойкая тенденция к росту профессиональных заболеваний.

Причинами производственного  травматизма со смертельным исходом  являются (составляют число в % отношении  к общему числу травм):

- нарушение трудовой дисциплины - 20%;

- нарушение правил эксплуатации транспортных средств - 10%;

- нарушение ПДЦ - 10%;

- отсутствие ограждений и знаков безопасности - 8%;

- неиспользование средств защиты - 3%;

- нарушение технологии - 7%;

- недостатки организации производства - 11%;

- конструктивные недостатки машин и оборудования - 3%;

- другие причины - 28%.

Анализ данных показывает, что только в 3% случаев производственный травматизм со смертельным исходом вызван техническими причинами, 11% - организационными, а 86% - по вине работающего. Согласно данным военной статистики, главным виновником аварий, катастроф, несчастных случаев и других происшествий являются, как правило, не техника и организация работ, а сами военнослужащие. На их долю приходится 40-70% всех отказов сложных военно-технических систем. Это видно из следующего перечня причин происшествий на В и ВТ:

- слабая профессиональная подготовка - 28%;

- нарушение технологии - 12%;

- нарушение требований безопасности - 10%;

- недисциплинированность - 6%;

- уровень организации работ - 4%;

- технические предпосылки к происшествиям - 21%;

- несовершенство эксплуатации - 8%;

- опасные отказы узлов и агрегатов - 2%;

- недостаточность технических средств техники безопасности

-9%.

Помимо общих причин, обнаруживается много индивидуальных факторов, главным  образом психологического характера, способствующих нарушению правил безопасности и росту числа аварий и несчастных случаев, а именно:

- показная смелость и склонность к риску;

- недисциплинированность;

- отсутствие самообладания и стрессовое состояние;

- слабые навыки действия в сложной ситуации.

Все это дает основание  утверждать, что человеческий фактор в вопросах безопасности играет большую  роль, чем это принято считать, и заслуживает более пристального внимания.

Информационная безопасность

Для рассмотрения этой щюблемы"'необходимо выделить три аспекта:

- социально-этический;

- организационно-технический;

- военный.

Первый аспект - в виду необычной сложности информации ее обработка постепенно превращается в монополию специалистов и государственных институтов власти, способных подавать ее в любом от определенных групп лиц, что создает почву для злоупотреблений, мошенничества, терроризма, нарушение прав человека.

Второй аспект – решение задач; связанных с обеспечением защиты самой информации, составляющей, например, служебную и государственную тайну, от ее утечки по техническим каналам связи и противодействием иностранным техническим разведкам на территории своего государства.

Третий аспект - защита военной информации, а также комплекс мероприятий информационно-психологического противоборства, осуществляемых органами государства и военного управления, по достижению высокого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и населения во время вооруженных конфликтах и военного положения.

Аварии и катастрофы на В и ВТ с последствиями для  уровня боеспособности войск, для здоровья населения и состояния окружающей среды, факты повседневных негативных последствий формирований сил обороны РФ на окружающую среду, использование специальных сил и средств войск для предотвращения последствий чрезвычайных ситуаций, высокий показатель гибели и увечий военнослужащих в вооруженных конфликтах, травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний в повседневной деятельности войск, преступность и криминализация среди военнослужащих и, как результат снижения престижа военной службы подтверждает о том, что проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации является общегосударственной.

Принципиальная значимость концепции безопасности военной  службы состоит в следующем:

-   впервые дано теоретическое обоснование и нормативно-правовое регулирование соответствующих положений статей Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливающих ответственность командиров (начальников) всех рангов за безопасность военной службы в мирное и военное время; вьфаботано и юридически закреплено единое понимание проблемы;

- предусматривается объединение всех структур военной службы (ядерная, РХБЗ, санитарно-эпидемическая и т.д.) в единую систему, управлять которой должен командир (начальник) при координирующей роли штаба, определен алгоритм его работы;

-устанавливаются объекты безопасности военной службы, к которым отнесены военнослужащие, местное население и окружающая природная среда и ее субъекты (органы управления военного управления и воинские должностные лица), а также цели их деятельности при различных правовых режимах;

-  характеризуются имеющиеся угрозы безопасности военной службы как совокупности опасных факторов различной природы, формирующихся при осуществлении деятельности войск, и с учетом этого определяются основные условия безопасности военной службы, поддержание- которых должно обвеиенить нейтршшзацию угроз безопасности;

-   выделены принципы обеспечения безопасности военной службы, соответствующие конституционным нормам России, правилам принятым в армиях цивилизованных стран мира, определены направления этой работы.

3.2. Безопасность военной службы

в Вооруженных Селах Российской Федерации, как важнейшая составляющая часть безопасности жизнедеятельности

Безопасность  военной службы - состояние военной службы, отражающее степень защищенности жизненно важных интересов военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов и являющиеся важнейшей составляющей частью безопасности жизнедеятельности.

Более широкое понимание  безопасности военной службы включает в себя такое состояние ее условий, при которых с определенной вероятностью исключены опасные последствия и обуславливается безопасность всех ее процессов (боевая подготовка, несение службы в суточном наряде, эксплуатация В и ВТ и т.д.), осуществляемых военнослужащими и гражданским персоналом; а также безопасность военного имущества, В и ВТ, предметов и продуктов жизнедеятельности войск, окружающей среды.

Безопасность военной  службы включает следующие виды:

1) ядерную безопасность;

2) радиационную, химическую и биологическую безопасность;

3) безопасность полетов;

4) безопасность мореплавания;

5)  безопасность военной службы в случае возникновения чрез-вычайных ситуаций;

6)  безопасность военной службы в повседневной деятельности войск.

Вид безопасности военной службы - состояние военной службы, обеспечивающее исключение (снижение до минимума) воздействия на личный состав конкретных угроз (групп взаимосвязанных опас-

45

ных и вредных факторов), носителями которых выступают условия  либо определенный вид деятельности военнослужащих.

Ввиду наличия специальных  служб, обеспечивающих первые четыре вида безопасности военной службы, в настоящем  пособии рассматривается только безопасность военной службы в повседневной деятельности, которая характерна для работы офицеров общевойсковых частей и подразделений.

Безопасность военной  службы в повседневной деятельности войск достигается:

-  защитой свобод, прав и гарантий личного состава Законами Российской Федерации, распространяемыми на военнослужащих, с учетом специфики их деятельности, основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и охране труда;

-  реализацией государственных мероприятий по совершенствованию системы мер и органов обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении военной службы;

- персональной ответственностью командиров всех степеней за сохранение жизни и здоровья подчиненных, знанием и выполнением всеми должностными лицами уставных обязанностей по созданию и поддержанию условий безопасности военной службы;

- постоянным руководством со стороны командиров (начальников) процессом обеспечения безопасности военной службы, комплексным и системным подходом к решению этой задачи, проведением мероприятий по всем направлениям обеспечения с одновременной концентрацией усилий в необходимых случаях на наиболее актуальных проблемах;

-   поддержанием правопорядка и качественной организацией службы войск в подразделениях и частях;

- проведением целенаправленной воспитательной работы с каждым военнослужащим, поддержанием здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах;

-  улучшением качества медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава и профессионального психологического отбора для определения пригодности военнослужащих к конкретному виду воинской деятельности;

-  организацией противопожарной защиты и принятием мер по охране окружающей среды;

-  качественным обучением личного состава требованиям безопасности по видам деятельности, при обращении с конкретными типами вооружения и военной техники, выполнением ремонтно-строительных и хозяйственных работ, а также оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, организацией строгого контроля за их соблюдением;

-  выявлением и устранением причин и предпосылок гибели и травматизма личного состава, взаимодействием по этим вопросам с территориальными правоохранительными органами, органами военной прокуратуры, а также органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

-  привлечением общественности к решению задачи обеспечения безопасности военной службы, повседневным руководством командирами работой комиссией по предупреждению гибели и травматизма личного состава;

- принятием мер по поддержанию нормальных отношений между военнослужащими и местным населением в районах дислокации войск, взаимодействием в этих целях с органами государственной власти и местного самоуправления.

Статья № 17 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации гласит: «Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

В ходе выполнения обязанностей военной службы, забота о военнослужащем ложится на плечи соответствующих командиров и начальников. Это и закреплено статьей 16 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», в которой сказано:

«Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных  условий военной службы, быта и  системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Информация о работе Физиология человеческой деятельности