Финансовое обеспечение социальных гарантий: опыт и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Социальная гарантия имеет законодательное закрепление и предусмотренные законами источника финансирования. Государство за счет бюджета должно обеспечивать минимально гарантированный уровень предоставления услуг в отрасли образования, медицинского, культурного, бытового и социального обслуживания населения и в первую очередь граждан, которые из тех или других причин имеют низкий уровень материального обеспечения.

Файлы: 1 файл

социальные гарантии.docx

— 16.50 Кб (Скачать файл)

Финансовое обеспечение  социальных гарантий: опыт и проблемы.

 

Социальная гарантия имеет законодательное закрепление и предусмотренные законами источника финансирования. Государство за счет бюджета должно обеспечивать минимально гарантированный уровень предоставления услуг в отрасли образования, медицинского, культурного, бытового и социального обслуживания населения и в первую очередь граждан, которые из тех или других причин имеют низкий уровень материального обеспечения.

Финансовое обеспечение социальных гарантий усиливается в странах с переходной экономикой, где отсутствует совершенная система как самих социальных гарантий, так и источников их финансирования. Мировая финансовая наука и практика своим приобретением имеют такие источники финансирования социальных гарантий: бюджетные ассигнования; финансовые ресурсы предпринимательских структур; средства спонсоров; средства благотворительных организаций; страхование.

В то же время граждане государства  должны иметь право за счет собственных  средств и кредита повышать уровень  своего социального обслуживания или  получать социальные услуги более качественного  содержания. При рассмотрении финансового обеспечения социальной сферы должен быть выделен финансовый норматив обеспечения социальных гарантий на соответствующую расчетную единицу — одного жителя, одного ученика, студента, пенсионера, и тому подобное. Этот норматив и является гарантированным государством средством предоставления безоплатных благ и услуг, которые собственно являются социальной гарантией.

Финансовый норматив расходов государства на социальные гарантии должен стать подпочвой действие расчета фактических расходов на социальные потребности из всех источников для достижения государством высокого уровня индекса человеческого развития.

Очень важной проблемой является создание надежного механизма финансирования социальных потребностей за счет внебюджетных средств.

В первую очередь заслуживает внимание использования средств предпринимательских структур. Предприятие возможность своим работникам максимально удовлетворить материальные и духовные потребности его работников.

Затраты предприятий на социальные потребности имеет свои определенные проблемы:

- неравенство в предоставлении социальных услуг гражданам, которые проживают на определенной территории.

Чтобы этого избежать, органы местного самоуправления должны полнее использовать свои возможности путем  организации общего финансирования объектов социальной инфраструктуры за счет средств предприятий и местных  бюджетов. Эта финансирование было бы целесообразной, когда предпринимательские структуры не в состоянии самостоятельно обеспечить финансирование собственной социальной инфраструктуры.

Медицинское страхование  обеспечивает право работающих граждан  и членов их семей на квалифицированное  медицинское обслуживание, материальное обеспечение, в случае заболевания  и в других случаях. 
Фонд медицинского страхования создается за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков, других кредиторов и других источников, формирование которых не запрещено законодательством Украины. 
За счет средств фонда финансируются: медицинская помощь; лечение в медицинских заведениях; помощь в случае временной неработоспособности в связи с болезнью; помощь из ухода за больным ребенком; помощь из беременности и при родах; помощь при рождении ребенка; помощь из ухода за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста; санаторно-курортное лечение и отдых; медицинская помощь и лечение незастрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создается  за счет страховых взносов предприятий, размер которых дифференцируется в  зависимости от степени риска  для здоровья. Средства фонда направляются на такие цели: выплату пенсии из инвалидности в связи с несчастным случаем, профессиональным заболеванием на производстве; выплату помощи в случае временной неработоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием, возмещение убытков, нанесенных работнику увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей, а также на выплаты лицам, которые имеют право на возмещение убытков в случае потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве; поощрение предприятий за систематическое снижение уровня или отсутствие производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

Пенсионное страхование  должно осуществляться через создание негосударственных пенсионных фондов.

Платные услуги набирают все больших масштабов. Из позиций финансовой теории это явление объективно и предопределено как потребностью более справедливого перераспределения благ и услуг в зависимости от трудовых усилий каждого гражданина, так и создание конкурентной среды относительно предоставления услуг и достижения на этой основе роста их качества.

Дело в том, что социальная сфера — это многогранное явление, и платное предоставление благ и услуг должно внедряться с учетом особенностей функционирования каждого направления социальной сферы.

Достаточно сложной является ситуация относительно финансирования высшего образования. На сегодня  государство финансирует из бюджета  не подготовку кадров высшей квалификации, а государственные высшие учебные  заведения, которые имеют право  предоставлять отдельные платные услуги и до 20 процентов специалистов готовить за их средство. Такой подход не имеет достаточного обоснования и ведет к нерациональному использованию бюджетных средств. 
Основным условием улучшения финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений и повышения эффективности использования бюджетных средств является научно обоснованное определение потребности в специалистах высшей квалификации для государственного сектора экономики. Государство должно ежегодно формировать заказ на подготовку специалистов в высших учебных заведениях и размещать этот заказ на конкурсной основе.

 Мировой опыт подтверждает, что успешное предоставление медицинских услуг населению возможное при наличии нескольких источников финансирование.

 Именно поэтому ни одна страна в мире не использует как платную, так и бесплатную, медицинскую помощь в чистом виде.

Источником финансирования социальных услуг для населения  могут быть разные формы кредита. Это в первую очередь потребительский  кредит для приобретения товаров  долгосрочного пользования, на получение  образования, приобретения жилья. Заслуживают  также внимание жилищных сбережений.

На сегодня система  финансового обеспечения социального  развития в России и находится на стадии становления. Государство решает проблему в сохранении и повышении жизненного уровеня населения, степень его образованности.


Информация о работе Финансовое обеспечение социальных гарантий: опыт и проблемы