Философская концепция человека. Природа, сущность, предназначение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Представленная мною работа посвящена теме: Философская концепция человека, его природа, сущность и предназначение.
Целью данной контрольной работы является выявление природы, сущности и назначения человека.
Опираясь на цель исследования, мною были поставлены следующие задачи:
- выявить специфику и актуальность философского решения проблемы человека;
- проанализировать философскую концепцию человека;
- исследовать природу, сущность и назначение человека;

Содержание работы

Введение…....……………………………………………………………………...3
1. Специфика и актуальность философского решения проблемы человека…………………………………………………………………..………..4
2. Философская концепция человека……………………………………….5
3. Природа, сущность и предназначение человека…..……………………6
4. Антропосоциогенез и его комплексный характер……………...……...15
Заключение……………………….…………………………………………...….19
Список используемой литературы….…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Философия человека.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО РЫБОЛОВСТВУ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Вечерне-заочный  факультет

Кафедра Философии  

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А

по дисциплине: « Философия »

на  тему: «Философская концепция человека. Природа, сущность, предназначение человека»

 

 

 

 

 

 

                    Студентка: Ф.И.О.

                    Группа:

                    Выполнила: 20 апреля 2009 г.

 

                     Руководитель: ФИО.

 

 

 

 

 

Мурманск, 2010

 

Содержание

 

Введение…....……………………………………………………………………...3

 

1. Специфика  и актуальность философского  решения проблемы человека…………………………………………………………………..………..4

2. Философская концепция человека……………………………………….5

3. Природа, сущность и предназначение человека…..……………………6

4. Антропосоциогенез и его комплексный характер……………...……...15

 

Заключение……………………….…………………………………………...….19

 

Список используемой литературы….…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Представленная  мною работа посвящена теме: Философская концепция человека, его природа, сущность и предназначение.

Целью данной контрольной работы является выявление природы, сущности и назначения человека.

Опираясь на цель исследования, мною были поставлены следующие задачи:

- выявить специфику и актуальность философского решения проблемы человека;

- проанализировать философскую концепцию человека;

- исследовать природу, сущность и назначение человека;

- рассмотреть антропосоциогенез и его комплексный характер.

Методами необходимыми для моего исследования было использование  дополнительной литературы; поисковый  анализ; систематизация данных.

Выбор данной темы продиктован её очевидной актуальностью, поскольку проблема человека в философии всегда относилась к разряду «вечных» проблем, постоянных для всех времен.

Что такое человек? Какова сущность человека? Каково его  предназначение? На эти вопросы в  различные исторические эпохи по-разному  отвечает философия и наука, обнаруживая  различные подходы в анализе  и осознании тех или иных отношений человека к миру, к космосу.

Проблема человека, являясь всегда центральной для  философии, не всегда ею осознавалась в качестве таковой и не всегда формулировалась как предмет  философского познания. Поэтому в  различных философских течениях даются не только разные ответы на вопрос, что есть человек, но и по-иному понимается содержательность самой проблемы1.

1. Специфика  и актуальность философского  решения проблемы человека

 

В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как «центральная проблема», как более существенное и центральное, нежели любой другой философский вопрос, как центральная тема, то есть как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение.

Такое место  человека в системе философского знания определило то, что все формы человеческого знания связаны между собой. То есть наука, религия, политико-правовые, этические, эстетические, экономические и иные учения все они прямо связывают центральную проблему с человеком.

По всей своей  безграничности рассмотрения человека, можно назвать только одну более специализированную дисциплину, изучающую в полном объеме человека, это антропология2. Сегодня в этот объём вместе с философской антропологией входят также историческая, религиозная (теологическая), социальная, политическая, природно-биологическая (естественнонаучная), экологическая, экономическая, культурологическая, психоаналитическая и некоторые другие её формы. Это прямо связано с многоликостью человека, его существованием в качестве человека экономического (производителя и потребителя), психологического (действующего исходя из мотивов, включая скрытые), социологического (носителя общественных ролей), социального (обращённого к другим людям), религиозного (связанного с культовыми действиями), политического (участвующего в делах государства, политики), социально-культурного (носителя норм, свойств, привычек, связанных с культурой и цивилизацией), эстетического (творящего самого себя, обладающего структурой эстетического типа), природного (основанного на наследственности), теоретического (стремящегося к объяснению, истине, к теоретизированию) и т.д.

Только такая  многообразная и единая антропология, далеко не сводимая к её философской части, способная быть наукой о человеке в целом, дать о нём интегральное, целостное знание.

 

2. Философская концепция человека

 

Среди важнейших  мировоззренческих вопросов, которые  на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа  и смысл существования.

Философские концепции  человека в самом общем виде можно  разделить на две группы:

1) объективистские;

2) субъективистские.

Объективистские - такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей, божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.

Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я», через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а, в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы:

- «философская антропология»;

- марксистская философия.

Рассмотрим  более внимательно, как разрешается  в данных философских школах проблема человека.

 

2. Природа, сущность и предназначение человека

 

Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет  назад, хотя предыстория человека уходит на глубину до 1,5 - 2 миллионов лет, когда на Земле появился человек прямоходящий. Произошло это в Восточной Африке в силу ряда причин, о которых до сих пор идет горячая дискуссия среди антропологов, геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в это время создалось достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения климата, и колебания радиационного фона планеты, и возможные воздействия ближнего Космоса на Землю. Почти все согласны с тем, что этот процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плавного развития.

Очевидно также, что не мало линий в эволюции приматов оказались тупиковыми, а их представители (например, неандерталец) вымерли. Современные генетики считают, что человечество произошло от так называемой «африканской Евы», - женщины, жившей в Африке примерно 100 - 200 тысяч лет назад3.

Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было связанно с переходом к большему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое - непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира. Это имеет отношение и к особенностям мышления и поведения людей в странах Востока и Запада, и к объяснению таких явлений, как право- и леворукость, восприятие времени и т. д.

Итак, природное  развитие подготовило субстрат для  возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного  способа выживания и совершенствования  человека. Этот способ носит название человеческой культуры. Ее сущность - в передаче по каналам информации способов общения, индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом. В человеке, таким образом, два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность:

- генетический, лежащий в основе биологической эволюции;

- культурно-лингвистический,  характеризующий специфику человека.

Размышление о сущности человека, о том, кто он есть, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное - это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин - животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше - «больное животное», М. Шеллер - «неудовлетворенное животное»4.

Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из  праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX века, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность - это человек.

Очевидно, что  человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, то есть области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX веков и получила особое развитие в XX веке, причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Эти два основных понятия, то есть «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком - то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли  так и не удалось объяснить  человека исчерпывающем образом, исходя из какого - то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой - то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком - то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.

Суть его  в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Человек, так или иначе, решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования.

Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции5.

Предназначение  человека можно охарактеризовать следующим.

Великий немецкий философ И. Кант сформулировал в  конце XVIII века четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

- Что я могу  знать?

- Что я должен  знать?

- На что я смею надеяться?

- Что такое  человек?

Он считал, что  на первый вопрос должна ответить метафизика (т. е. философия), на второй - мораль, на третий - религия, на четвертый - антропология. Философу, прежде всего, следует определить источники человеческого знания, объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец, границы разума. Попытаемся, если не ответить, то обозначить пределы ответов на кантовские вопросы для человека, стоящего на пороге XXI века.

Информация о работе Философская концепция человека. Природа, сущность, предназначение человека