Феномен фанатства в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:36, творческая работа

Описание работы

Данная творческая работа рассказывает о таком встречающимся в спорте и конкретно в футболе явлении, как фанатство. Актуальность творческой работы проявляется в том, что в результате исследовательской деятельности можно изучить данный феномен и субкультуру, из которой возникает ясное понимание проблем фанатства, а также взаимодействия данной субкультуры фанатов с остальными представителями общества. Целью работы является создание доклада, показывающее глубокое понимание автором данной темы. Задачи работы: выяснить, кто такие футбольные фанаты; показать некоторые характерные черты, отличающих футбольных фанатов; рассказать об исторических особенностях и о современном положении фанатского движения в России.

Содержание работы

Введение 3
Кто такие футбольные фанаты? 4
Фанатские движения в футболе. 5
История возникновения фанатства. 5
Характеристика футбольного фаната. 6
Внешний портрет футбольного болельщика. 6
Культура футбольных болельщиков. 7
Психология футбольных фанатов 7
Футбольный фанатизм в России 9
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

феномен Фанатства.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Российский  экономический университет 

имени Г. В. Плеханова»

(ФГБОУ ВПО  "РЭУ им. Г. В. Плеханова")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

«Феномен фанатства в футболе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Кирьянов Андрей Алексеевич

ВШСиТИ, 190-12

 

Научный руководитель:

Чернышева Елена Николаевна,

доцент кафедры философии,

кандидат философских наук.

 

 

 

Москва

2012 г.

 

План работы:

 

Введение 3

Кто такие  футбольные фанаты? 4

Фанатские движения в футболе. 5

История возникновения  фанатства. 5

Характеристика  футбольного фаната. 6

Внешний портрет  футбольного болельщика. 6

Культура  футбольных болельщиков. 7

Психология  футбольных фанатов 7

Футбольный  фанатизм в России 9

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

Введение

Данная творческая работа рассказывает о таком встречающимся в спорте и конкретно в футболе явлении, как фанатство. Актуальность творческой работы проявляется в том, что в результате исследовательской деятельности можно изучить данный феномен и субкультуру, из которой возникает ясное понимание проблем фанатства, а также взаимодействия данной субкультуры фанатов с остальными представителями общества. Целью работы является создание доклада, показывающее глубокое понимание автором данной темы. Задачи работы: выяснить, кто такие футбольные фанаты; показать некоторые характерные черты, отличающих футбольных фанатов; рассказать об исторических особенностях и о современном положении фанатского движения в России.

 

Кто такие футбольные фанаты?

Кого считать футбольным фанатом, а кого просто болельщиком? Этот вопрос весьма спорен и окончательно не прояснен даже у самих фанатов. Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. В-четвертых, участие в околофутбольных событиях. На основании этих критериев и совершается разделение между фанатами и простыми болельщиками.

Социальное явление, которое  можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Целесообразно  рассмотреть футбольных фанатов  как минимум с трех позиций: как  общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической  субкультуры.

Термин "фан-движение" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, при обозначении общественного  движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А также  при обозначении общероссийского  фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, не глядя на то, какой  клуб они поддерживают и в каких  отношениях с фанатами остальных  клубов находятся. 
Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый "устав", в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но тем не менее, поддерживают связь с остальными фанатами, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения.

И, наконец, существует общая  для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.

Кстати, именно субкультура  и стала основной причиной появления  фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому  можно сказать, что субкультура  – ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.

Фанатские движения в футболе.

История возникновения  фанатства.

Футбольные фанаты в современном  своем виде – достаточно молодое  общественное движение. Оно берет  начало с середины 60-х годов прошлого века в Англии, когда появляется молодежное течение, чьим главным интересом  был футбол. Вокруг этого интереса и начинается складываться субкультура  футбольного фанатства: мода, сленг, общая манера поведения, общность интересов и т.д. В самой Англии все 70-е и 80-е годы проходят под знаком футбольных фанатов, а если говорить точнее – футбольных хулиганов. Постоянным дракам на околофутбольной почве, в которых принимали участие сотни человек, уделялось огромное внимание со стороны СМИ. Футбол стал ассоциироваться, прежде всего, с беспорядками на трибунах, нежели с самим видом спорта. Довольно быстро это явление вышло за пределы Англии. Футбольные фанаты стали появляться во всех европейских странах, даже в СССР, защищенным, казалось бы, плотным информационным занавесом. Правда, в нашей стране это явление до середины 90-х годов не было столь массовым, как в других, более открытых в информационном плане государствах. Тем не менее, факт остается фактом – футбольный фанатизм становится поистине интернациональным движением. Во многих странах начинают создаваться фанатские группы по образу и подобию английских. Сегодня более 80% всех фанатских группировок в самых разных европейских странах носят английские названия, включая и Россию.

Характеристика  футбольного фаната.

Внешний портрет футбольного болельщика.

Важнейшей деталью, отличающей футбольного  фаната, является ношение футбольной атрибутики. Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. Если сравнивать с 80 годами в Британии, то там считалось модным нацепить на себя как можно больше клубных шарфов, шапку, футболку. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено "на поток", поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. С точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделится на четыре большие группы: 1) символика собственной команды, 2) символика дружественных фан-движений, 3) символика враждебных фан-движений, 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан ряд правил, определяющий поведение фаната, например, его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд. 
Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Например, если в Москве встретить человека в шарфе «Зенита», то это повлечет крайне негативную реакцию. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.

Культура  футбольных болельщиков.

Развитие  спорта №1 во второй половине прошлого века характеризуется в том числе с точки зрения совершенствования активных форм болельщицкого участия в стадионном действе – от маскарадных, театрализованных шоу до безумства футбольных хулиганов, ничего общего не имеющих с самим футбольным соревнованием.

В первой половине и середине 90-х годов  прошлого века феномен фанатства и, прежде всего, его составляющая – футбольное насилие – начинается осмысливаться в литературе. И первыми исследователями этой темы, что естественно, стали английские литераторы Ник Хорнби («Футбольная горячка»), Джей Алан («Чёртовы кэшлс»), Колин Уорд («Прыжок»), Билл Буфорд («Английская болезнь»), братья Дуги и Эдди Бримсоны («Куда бы мы не ехали», «Англия, моя Англия», «Столичное возмездие» и др.).

Лишь  некоторое время назад в Интернете появились книги английского сочинителя Дуги Бримсона о фанатском движении: о его истоках; о его структуре; о механизмах управления; о влиянии английского фанатского движения на другие футбольные страны мира – с точки зрения самого Бримсона.

Что же касается исследований Дуги Бримсона в части влияния английских футбольных хулиганов на весь мир, то выводы Бримсона зачастую были с претензией на абсолютную истину. И всё же информация, которая содержится в работах Дуги, даёт солидную «пищу» для размышлений о таком явлении, как «болельщицкое движение» - футбольном хулиганстве.

Психология футбольных фанатов

В чем  же разница между фанатом и  увлеченным болельщиком? Казалось бы, и те, и другие стараются не пропустить ни одного соревнования и знают все  о своих кумирах, объединяются в  фан-клубы, на стадионе используют определенную символику, активно болеют. Но на самом  деле между ними не так много общего. Если для болельщика - это интерес, увлечение, даже если оно занимает большое  место в жизни, то для фаната –  сама жизнь. Спортивные фанаты во многом похожи на музыкальных. В этом нет ничего удивительного, так как спорт сейчас можно назвать одним из видов искусства. Знаменитых спортсменов можно часто увидеть по телевизору, о них пишут газеты и журналы, словом, они не менее популярны, чем актеры или певцы.

Поклонники, болельщик относятся к своим  кумирам уважительно, главное для  них – это заслуги в спорте, хотя они могут и наблюдать  за их жизнью с интересом. Фанат стремится  к близости к кумиру любой ценой, причем личная жизнь кумира иногда затмевает интерес к спорту. Другая черта фанатов – агрессия. Именно фанаты устраивают кровавые разборки с болельщиками соперников. Впрочем, в случае проигрыша и самому кумиру может не поздоровиться.

Интерес к спортивным соревнованиям людей, которые сами близки к спорту, вполне понятен. И неважно, что уровень  спортсменов для них недостижим. Он является эталоном, идеальным примером, который стимулирует и к собственным  победам, пусть и не таким ярким.

Однако  среди спортивных болельщиков много  и совершенно не спортивных людей. Значит, спорт способен дать что-то еще. Психологи  выделяют следующие причины интереса к спортивным соревнованиям.

Во-первых, недостаток ярких событий и острых впечатлений в собственной жизни, эскапизм. Люди нередко устают от размеренной рутины и серости будней, и накал страстей на стадионе является для них хорошей эмоциональной встряской, глотком адреналина. Особенно притягивает неизвестность исхода соревнований, ощущение происходящего в реальном времени.

Во-вторых, сублимация агрессии. Спорт – лучший способ сублимированного выхода агрессии, известный современному человеку. По мнению психологов, эмоции болельщика, наблюдающего за спортивными баталиями, сродни переживаниям наших предков, связанных с междоусобными войнами. Поэтому в случае выигрыша он чувствует себя «агрессором», победителем.

В-третьих, стимуляция либидо. Психологи считают, что наблюдение за молодыми, агрессивными, успешными спортсменами и спортсменками имеют и эротический подтекст, порой даже неосознаваемый. Кроме того, по результатам исследований, при выигрыше любимой команды или спортсмена мужчины переживают подъем уровня тестостерона.

И в-четвёртых, чувство принадлежности. В современном мире человек нередко сталкивается с чувством одиночества, разобщенности. Именно спортивные соревнования дают возможность почувствовать себя единым не только с любимыми спортсменами, но и с другими людьми на трибунах и у экранов телевизоров. Поэтому спорт – это не просто увлекательное шоу, это своеобразное общение, когда люди, могут почувствовать себя одним целым с другими людьми, порой даже не видя их.

Можно сделать вывод, что сам предмет фанатства в части хулиганского движения характеризуется, прежде всего, социальными истоками (конечно с учётом национальных особенностей), при этом причина и природа зарождения «футбольного» хулигана одинаковы, независимо от цвета кожи и вероисповедания. И основополагающая, окрашенная в цвета любимой футбольной команды, - это претензия молодёжной среды на самоутверждение. У молодых людей всегда есть желание заявить о себе, противопоставить себя – родителям, учителям, обществу, закону – словом, тому, что над ними.

Футбольный фанатизм в России

Реально о существования фан-движения в  России, которое являлось бы носителем  определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов XX века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.

Активное  противодействие этому явлению  со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование  и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных  городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что  и создало им авторитет в фан-движении.

Новое молодежное увлечение коммунистические власти сочли “чуждым советскому обществу”. Реакция их была соответствующей  – “Запретить!”. Фанатов целыми секторами удаляли со стадионов  не только за речевки, но даже за хлопки в поддержку своей команды, а зрителям разрешалось вскакивать со своих мест только после забитых голов. На вокзалах милиционеры отнимали у едущих на футбол в другой город молодых людей билеты на поезда. Фанатов исключали из комсомола и из институтов, таким образом ставя крест на их дальнейшей карьере. Наконец, после “Хаарлема”1 милицейские репрессии достигли своего пика. Значок на куртке мог стать причиной недопущения на стадион, не говоря уже о “совершенно криминальном” шарфе. И такие абсурдно-драконовские меры дали свои плоды – на трибунах советских стадионов воцарилась тишина. Но и в условиях тотального пресса советские фанаты продолжали существовать, хотя и в значительно поредевшем составе.

Информация о работе Феномен фанатства в футболе