Феминизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Вступив в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения глобальных, региональных и локальных проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития. В связи с этим разработка альтернативных концепций последнего стала актуальнейшей задачей сегодняшнего времени, над которой работают представители всех гуманитарных и социальных наук.

Содержание работы

Введение 3
§1 Предыстория русского феминизма 5
§2 Российское женское движение1905–1917 9
§3 Возрождение феминизма 15
Заключение 20
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

феминизм в россии.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Страница |


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Алтайский Государственный  Университет

Факультет социологии

Кафедра Социальной работы

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Феминизм в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Ст. преп., Васильева Е.В.

Исполнитель: студентка

V курса ЗОФС Группа 1072

Манахова М.С.

 

 

 

Содержание

Введение           3

§1 Предыстория русского феминизма      5

§2 Российское женское движение1905–1917       9

§3 Возрождение феминизма        15

Заключение          20

Список используемой литературы       23

Введение

Актуальность темы исследования. Вступив  в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения  глобальных, региональных и локальных  проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития. В связи с этим разработка альтернативных концепций последнего стала актуальнейшей  задачей сегодняшнего времени, над  которой работают представители  всех гуманитарных и социальных наук.

Наиболее активно поиски в данном направлении ведутся в рамках феминистских исследований, что связано, во-первых, с, так называемыми, «женской революцией» и «женским фактором», которые «настойчиво врываются  в современную картину мира, требуя переосмысления предельных оснований  современной цивилизации»1; во-вторых, с междисциплинарным характером самих исследований.

Современная феминистская мысль основывается на сильнейшей мировоззренческой трансформации, радикальным образом изменившей экзистенциальный статус женщины. Ранее  действовавшая абстракция, в рамках которой под «человеком вообще»  понимался, в сущности, только мужчина, на сегодняшний день перестает работать.

Различия мужского и женского начала видны на всех уровнях: от теоретического мышления до обыденного существования. Сами мужское и женское мироощущения, детерминированные социально сконструированными ролями, кардинальным образом отличны  друг от друга.

Очевидность различия мужского и женского начал требует равной их репрезентации  в реальных картинах мира (как в  прошлом, так и в настоящем, и  будущем). Между тем социокультурная  реальность и парадигмы ее дальнейшего  развития представлены лишь с мужских позиций, выдаваемых за общечеловеческие. Иными словами, традиционная концепция социокультурного развития по своей сути является патриархатной. Именно с этих позиций она подвергается критике феминистски настроенных исследователей, которые, в свою очередь, выдвигают ей альтернативу.

Феминизм в России –

(1) Социально-политическая теория, анализирующая причины угнетения  женщин и превосходство мужчин  в историческом прошлом и настоящем  и предлагающая варианты преодоления  мужского превосходства над женщинами. 

(2) Широкое социальное движение  в России 19–20 вв. за равенство  прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно.

§1. Предыстория русского феминизма

Предыстория русского феминизма  берет начало в 18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е.Р. Дашкова, графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е.А. Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А. Волковой, Е.С. Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.

Целям «усиления социализации»  женщин способствовало Женское патриотическое общество – «первая на русской  почве организация для достижения общественных целей». Созданное в 1812, оно положило начало истории организованной женской политической активности в  России. В известной степени, его  деятельность была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в  Сибирь «декабристками» (Е.И. Трубецкой, М.Н. Волконской, Е.А. Уваровой, А.Г. Муравьевой и др.). Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, некоторые брались за передачу из Сибири в столицу и распространение в Москве и Петербурге вынесенных из острога политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, «декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью они выстраивали модель возможной для женщины вне семейной (публичной) инициативы. Аналогичный пример являют современницы декабристок из числа писательниц начала 19 в. (А.В. Зражевская, К.К. Павлова, А.П. Зонтаг, Е.А. Тимашева и др.). Отстаивая идеи женского равноправия, они также шли нелегким путем самопознания и самоопределения и, рассказывая о своем несогласии со стереотипами общепринятого, выступали против общегосударственного принципа «благонамеренности».

Кристаллизации женского коллективного самосознания в России способствовали не только женщины, вписывавшиеся  в социокультурный контекст эпохи, но и «выпадавшие» из него – «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил» (А.С. Пушкин), те, кто взрывал своим необычным поведением привычные обществу стереотипы («кавалерист-девица» Н. Дурова, А. Закревская, А. Керн, С. Дельвиг). Они вызывали скандалы своими поступками, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, они заставляли пересматривать устаревшие моральные идеи.

Часть женщин-писательниц  и «беззаконных комет» второй трети 19 в. были хозяйками литературно-художественных салонов (З.Н. Волконская, Е.И. Голицына, С.Д. Пономарева, А.П. Елагина и др.); они либо разделяли сами идеи модернизации самодержавной системы и связанного с ней подавления женской личности, либо желали принимать участие в обсуждении подобных вопросов. Их споры, тесно вплетенные в светский флирт, также были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок к общественной жизни. Благодаря развитию женской благотворительности (в том числе благодаря усердию жен российских правителей – Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в России 19 в. появилось немало женских рукоделен, воспитательных домов и «училищ для дочерей всякого звания». В 40-ые годы возникли первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Свою роль в поиске россиянками  сфер применения их вне семейной активности сыграла Крымская война 1853–1856, с  которой связано появление русской  санитарной службы. Женщины в ней  играли большую роль (Е. Будберг, А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово – внучатые племянницы М.И. Кутузова и др.), олицетворяя пути «само эмансипации», без которой была бы невозможна постановка вопроса об освобождении женщин в России.

В начале 1850-х ряд передовых русских интеллигентов ознакомился с развернувшимися на Западе дебатами о женском равноправии. Об этом можно судить по статьям либерально настроенных преподавателей университетов: физиолога И. Сеченова, историка Т.Н. Грановского (его статья Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве опиралась как раз на западный опыт), а также хирурга Н.И. Пирогова, чья неопубликованная работа Идеал женщины ходила в рукописных списках и зачитывалась до дыр. Славу и репутацию журналиста, поставившего «женский вопрос» в России и заставившего говорить о нем всех, снискал автор журнала «Современник», литературный критик М.Л. Михайлов, выступивший со статьей Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе (1852). В ней впервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин в социально-политической жизни. Благодаря этой статье «женский вопрос» получил права гражданства в литературе и стал восприниматься не как обособленная проблема, а как одно из проявлений общественного неустройства.

Начало женского движения в России (1859–1904) связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905. Создание в 1859 «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» было идеей трех женщин: М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и В.Н. Ростовцевой.

В том же году начало действовать  «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и Н.В. Стасовой, которые ныне именуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират, вместе с другими инициативными лицами и сторонниками, развернул широкую филантропическую и образовательную деятельность, что было характерно для феминизма в период притеснений и ограничения возможностей политической активности. В 1861 А.П. Философова подготовила документы для открытия в столице первой женской трудовой ассоциации – «Общества женского труда», которое начало действовать с 1862. В 1863 в столице М.В. Трубникова и Н.В. Стасова учредили женскую издательскую артель. С 1864 в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья).

Вдохновленная просветительскими  идеями, русская разночинная интеллигенция  старалась представить право на образование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Не случайно, поэтому открытие в Петербурге в 1859 первой воскресной школы для женщин, организованной на квартире М.С. Шпилевской, представлялось как вклад в дело женского освобождения. Столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862 – Киеву, Казани, Одессе и иным городам. Однако центральным вопросом оставался вопрос о доступе женщин к высшему образованию. Девушки проникали на занятия в университеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине. Самые последовательные и юридически подготовленные добивались открытия негосударственных женских курсов. В 1867 по инициативе М.В. Трубниковой, Н.В. Стасовой, Е.И. Конради и др. 100 женщин дворянского звания подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение лекций. Одновременно в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд выразили сочувствие женщинам, но инициативы их не поддержали.

В течение ближайших трех лет та же инициативная группа составляла все новые и новые прошения и небезуспешно: с 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 – Владимирские курсы  в Петербурге (распорядительница  – Н.В. Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И Герье (ныне в их здании на ул. Чаянова расположен РГГУ). В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н. Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860–1900 более 700 составляли русские). В западных университетах происходило постоянное соприкосновение российских «равноправок» с идеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» в Россию, помогая – по возращении – создавать тайные политические кружки.

Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством и даже созданное в 1893 по инициативе Н. Стасовой «Общество вспоможения окончившим курс наук» не могло обеспечить работой всех.

§2 Российское женское движение1905–1917

Российское женское движение 1905–1917 – зрелое феминистское, подготовленное и идейно, и организационно. Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. В январе 1905 около 30 петербургских женщин либеральных взглядов объявили о создании всероссийского «Союза равноправия женщин» (СРЖ), который действовал до 1908. В апреле он провел первый в российской истории митинг в защиту женских политических прав.

В мае 1905 на Первом съезде союза  делегатки обсуждали идейную  платформу и цели: немедленный  созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности; признание прав народов России; уравнение  женщин всех социальных слоев с мужчинами  в политических и гражданских  правах во всех областях жизни; допущение  женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин. В течение года отделения СРЖ образовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове. Их активистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и других официальных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Одновременно велась работа по налаживанию связей с социал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию в вопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905 – с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, представлявшем интересы лиц наемного труда. В 1906 ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали в создании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открылась библиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий. В 1907 аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге; активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А.М. Коллонтай. Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в составе его членов были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женского равноправия.

Информация о работе Феминизм в России