Факторы социализации современной молодежи в Российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Социология на протяжении всего времени своего существования как науки, в тех или иных формах изучала процессы взросления человека, освоения им традиций, норм, ценностей, социальных ролей, включение в систему социального взаимодействия общества. Поэтому не удивительно, что в настоящее время, одной из основных проблем, рассматриваемых в рамках социологии, является проблема социализации личности человека.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Социология на протяжении всего времени своего существования как науки, в тех или иных формах  изучала процессы взросления человека, освоения им традиций, норм, ценностей, социальных ролей, включение в систему социального взаимодействия общества. Поэтому не удивительно, что в настоящее время, одной из основных проблем, рассматриваемых в рамках социологии, является проблема социализации личности человека.

Целью данной работы является определение специфики факторов социализации современной молодежи в Российском обществе.

Понятие «социализация» применительно к человеку впервые  появилось в книге «Теория  социализации» в конце 19 века. До 60х гг. 20 века под понятием «социализация» предполагалось развитие человека в  ранние годы жизни (детство, отрочество, юность). Однако, позже, изучение процесса социализации расширилось и перешло на зрелый, и даже пожилой возраст. 

Социализация – это  совокупность приспособления, т.е. процесса согласования требований социальной среды с установками и поведением человека,  и обособления, как процесса автономизации человека в обществе.

Однако социализация молодежи, как специфической социально-демографической  группы носит особенный, двусторонний характер: молодежь не просто усваивает  существующие социальные нормы, но и  преобразует их, тем самым изменяя общество. Молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.

Так что же такое молодежь?

Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

Особенность социализации молодого поколения состоит в  том, что данный возрастной период включает в себя завершение первичной стадии социализации, которую каждый человек проходит в детстве, и начало вторичной, происходящей с уже социализированным индивидом.

Еще одной особенностью социализации молодежи является продолжительность  этого возрастного периода. В  период молодости человек успевает пройти три стадии социализации (согласно приведенной  нами ранее классификации): стадию индивидуализации, стадию интеграции и трудовую стадию. Таким образом, можно сделать вывод, что молодость является самым активным этапом социализации человека и что степень прохождения социализации в рассматриваемом нами возрастном периоде зависит не от возраста, а от выбора жизненного пути.

Факторы социализации – это обстоятельства, условия, которые  побуждают человека к активности и действию.

Благополучный переход молодого поколения к  взрослой жизни обеспечивается благодаря эффективному функционированию традиционных факторов социализации, таких как семья, образование и группы сверстников.

Семья является первым и самым близким «социальным  окружением» ребенка.  Семья знакомит ребенка с правилами поведениями, принятыми в обществе, с особенностями общения с другими людьми.  В семье ребенок сталкивается с первыми поло-ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, мы понимаем, что именно семья помогает ребенку влиться в общество и сформировать первичную социальную сущность индивида.

К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране, институт семьи находится в кризисном  положении, что не может не оказывать существенного влияния на мировоззрение и систему жизненных ценностей молодого поколения.

Вторым традиционным фактором социализации является школа. Принципиальное отличие школы от семьи состоит в том, что школа является эмоционально нейтральной средой, так как здесь к ребенку относятся в соответствии с его реальными качествами, воспринимая более объективно. Именно в школе ребенок впервые узнает, что такое успех, неудача, соревнование, учится преодолевать трудности, учится находить компромисс.

Окружение сверстников  — еще один фактор социализации. Отношения в группе позволяют молодому человеку лучше узнать самого себя, сильные и слабые стороны своей личности, свои способности.

Социализация  человека осуществляется широким набором  универсальных средств, содержание которых специфично для того или  иного общества, того или иного  социального слоя, того или иного возраста социализируемого. В данной работе мы подробно представлены такие средства социализации, как СМИ и интернет.

Средства массовой информации и в первую очередь  телевидение - очень важный агент социализации. Сила воздействия СМИ на общество огромна, ведь именно они в эпоху «гласности» произвели переворот в массовом сознании, когда за несколько лет были разрушены идеологические принципы, внедрявшиеся десятилетиями пропаганды и воспитания. Рассматривая средства массовой информации как средство социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Массовая телевизионная продукция насаждает в сознание молодого поколения, стереотипы американской массовой культуры, которые со временем вытесняют традиционные стереотипы, присущие нашему обществу. Н. Болье, исследовавший влияние видеоклипов, сделал вывод, что клипы дают молодежи ложные представления о любовных отношениях и содействуют распространению образа действительности, который имеет мало общего с реальностью. Однако не следует забывать и об огромной позитивной воспитательной роли СМИ, выходящих за рамки массовой культуры. В воспитательном плане исследователи  выделяют как значимые следующие  функции средств массовой информации:

  • Рекреативная – досуговое времяпрепровождение;
  • Релаксационная – устранение чувства одиночества, облегчение переживаний связанных с трудностями в общении;
  • Информационно-познавательная – удовлетворение потребности в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях;
  • Нормативная – пропаганда приветствуемых в обществе норм и правил поведения, ценностей и традиций;
  • Интегративная – объединение людей на основе общности интересов;
  • Развлекательно-компенсаторная – отдых, возможность смены эмоционального фона и получения, недостающих в реальной жизни, впечатлений. 

В настоящее время средства массовой информации,  уступают свои позиции другим средствам социализации, влияние которых быстро увеличивается в формирующемся информационном обществе. Речь в первую очередь идет о таком агенте социализации, как Интернет, оказывающий огромное воздействие на формирование личности молодого человека.

Попадая в виртуальный мир,  молодой человек обретает свободу действий для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, взглядов, преодоления внутри личностных и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семье, отношениях со сверстниками и т.д. Сетевая среда , усиливая процесс бесконтактного общения, оказывает влияние на психическое состояние личности, формируя интернет-зависимость. Кроме того, на развитие личности отрицательно влияет увлечение виртуальными  играми с элементами насилия. Описаны случаи, когда подростки, подражая этим играм, расстреливали своих одноклассников. Из этого следует, что создающаяся в интернете среда оказывает содействие возникновения негативных психологических и поведенческих установок подростков, что делает актуальным обращение к таким базовым агентам социализации как семья. 

Интернет предоставляет  возможность пользователю самому создавать  личность для анонимного общения.  Говоря о проблеме идентичности пользователей  Интернета, следует рассмотреть  феномен создания «виртуальных личностей». Изучению этого феномена  уделяют внимание такие ученые, как Дж. Семпси, А.Е. Жичкина, К.С.Янг. Выделено две группы факторов создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже существующих желаний) и «поисковые» (желание нового опыта). В первой группе создание «виртуальной личности» имеет компенсаторную функцию.

Во второй – «виртуальная личность» создается для увеличения уже имеющихся возможностей реальности.

Особенно привлекательно для подростков, в то время когда  они испытывают трудности в установлении непосредственного контакта, выглядит общение посредством электронной почты за счет того, что собеседники не слышат и не видят друг друга.

Притом, электронная почта  гарантирует анонимность общения.

Следовательно, общение  в интернет помогает молодым людям расширить круг общения, овладеть новыми знаниями, обсудить личностные проблемы.

Общаясь в сети, молодой  человек имеет возможность общения  без границ практически со всем миром. Поиск собственного круга общения  идет параллельно желанию независимости от родителей. Подростки хотят найти свой путь, и сеть в этом плане особенно привлекательна, она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и развить предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.

Известно, что пубертатный период - время стрессов. Подростки испытывают стресс везде - в школе, в семье, общаясь с друзьями. Что делать с этим чувством неуверенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается гормональными всплесками? Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше.

Большое значение имеет возможность  самому устанавливать степень анонимности  общения.

При опосредованном общении у подростков, как и у взрослых, есть возможность компенсировать, или скрыть действительные или надуманные недостатки внешности, речи, характера.

Социализация пользователей  младших возрастов, проводящих много  времени в Интернете, значительно  ускоряется. Сеть дает возможность  самовыражения, исследования и изучения  самого себя как личности. Анонимность  позволяет  обсуждать  вопросы, о которых они не имеют возможности поговорить в реальной жизни. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, изменяется пол, выдумываются новые личности, вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме, субкультуре, андерграунде (например, киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т.д.). С точки зрения психологии подобные действия могут быть расценены, как позитивные, так как приобретается опыт, знания социальной жизни, дает возможность подростку либо раствориться в референтной группе либо выделиться из толпы и заявить о себе.

Одной из отрицательных  сторон  общения в сети интернет можно считать интернет-аддикцию (интернет-зависимость): когда общение в сети заменяет реальность. Однако подобный термин  выглядит спорным с точки зрения медико-психологических критерий: эта зависимость не описана в медицинских справочниках как  патология. Не выделены и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (коллекционирование, страсть к покупкам, графоманство, просмотр телепередач, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.).

Если сравнивать с  другими видами зависимостей, таких  как алкоголь и наркотики, интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не воздействует разрушающе на  мозг и кажется достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности и  эффективности функционирования в реальности. Интернет - это непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности.

С познавательной точки зрения деятельность в  интернет представляет собой поиск информации, с помощью специальных поисковых систем, таких как: Yandex, Rambler, Yahoo, Google и др. При этом в Интернете можно найти самую различную информацию: от книг, научных изданий и художественных произведений до домашних страничек в социальных сетях.

В настоящее время  все более широкое распространение  получает такая возможность развития человека как получение дистанционного образования через интернет. Подобные формы образования представляют собой  пересылку заказчику информации на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом подобранных учебных материалов, а управление осуществляется в виде инструкций по работе с данными материалами.

Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются в возможности пользователя самому выбирать курсы для изучения.

При этом очень существенно  расширяются возможности жизненного и профессионального роста.

Компьютер и Интернет дают массу возможностей для творческого самовыражения человека в сфере графического создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видео контента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

Для самопрезентации  и самоутверждения человека большое  значение имеет возможность демонстрации результатов творчества и оценочная  реакция общества.

Анонимность демонстрации продукта творчества позволяет смягчить последствия его отрицательной оценки, а приписывая продукт сомнительного качества вымышленному автору делают пользователя неуязвимым для критики.

Для подростков, ограниченных взрослым обществом в безопасных для личности способах самоутверждения и самовыражения все это особенно привлекательно.

К выше сказанному следует  добавить, что при отсутствии контроля творчество может приобрести асоциальный  характер. В качестве примера можно  привести  личностную трансформацию, известную как хакерство. Основными действиями хакеров принято считать создание и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты или совершение краж (информации, денежных средств и т.п.) с помощью компьютерных сетей.

Информация о работе Факторы социализации современной молодежи в Российском обществе