Чтение - как институт социализации молодого поколения в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:17, статья

Описание работы

Проблема чтения - одна из острых проблем в условиях влияния всемирной информационной паутины , которая оторвала огромную часть молодежи от чтения литературы. Автор сделал попытку раскрыть функционирующую роль чтения в социализации молодежи.
Молодежная проблематика является одной из наиболее стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Файлы: 1 файл

чтение.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

УДК 316.6

 

ЧТЕНИЕ - КАК ИНСТИУТ  СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В  УСЛОВИЯХ  ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Х.А. Заурбекова,

студентка 4 курса юридического факультета ЧГУ

 

Аннотация. Проблема чтения - одна из острых проблем в условиях влияния всемирной информационной паутины , которая оторвала огромную часть молодежи от чтения литературы. Автор сделал попытку раскрыть функционирующую роль чтения в социализации молодежи.

Молодежная проблематика является одной из наиболее стратегически  значимых для успешного развития современного общества.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою  вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Отсутствие идеалов и  целей в жизни отрицательно сказывается  на становлении молодежи, которая  всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. [1]

Жизнь молодого человека, во многом, определяется набором разнообразных  качеств, они  формируются под  влиянием различных факторов окружающей среды, к которым относятся  условия  формирования личности молодого человека в процессе. Комплексное изучение этих факторов позволит определить специфику  адаптационных качеств современной  молодежи что в свою очередь, даст возможность, прогнозирования развития российского общества на ближайшую социальную перспективу. В данной статье хочу рассмотреть влияние чтения на институт социализации молодого поколения.

Актуальностью является тот  факт что за последние годы значительно изменился читательский мир молодого поколения. Специалисты делают выводы о падении престижа чтения, изменение мотивации и круга чтения, снижение читательской культуры. Также показатель кризиса в чтении является и модернизация образования, направленная на преодоление разрыва между объемом учебной информации и психофизиологическими возможностями ученика.

Чтение как институт социализации занимает особое место в структуре  формирования личности. Чтение  формирует  мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческогоиндивида.

 Чтение является результатом  культурного опыта, степень овладения  которым в значительной мере  зависит от социальных условий.

          Читатель-пользователь информации  формируется под воздействием  как индивидуально-психологических,  так и социально-экономических  факторов. Улучшается память, коммуникативная  функция ,происходит приобретение таких качеств как грамотное правописание.  Его деятельность становится элементом общекультурной, интеллектуальной жизни и человека, и общества.

  Таким образом, особенности читательской деятельности обусловлены социально, т.к. читатель принадлежит к той или иной общности и социальной группе. Поэтому важно выявить связанные с изменением и конкретными условиями социокультурной ситуации общие тенденции в чтении современного человека, изучить специфику чтения различных социальных слоев и факторы, влияющие на их читательскую активность.

   Проблема заключается в том что, происходящие в обществе процессы информатизации, распространения новых информационных технологий, средств связи, формирование рыночной экономики, социально-политические изменения, коммерциализация сферы культуры приводят к трансформации, системы духовно-ценностных ориентаций практически всех слоев общества, а следовательно, и изменению структуры их информационных и культурных потребностей.

       Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений трансформируются его характер, содержание и функции. Понятие «социальная ценность» характеризует социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных процессов или явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.

Идеал гармонично развитой личности приводит к утверждению  ценности книги как средства духовного  развития; успешной в социальном плане  личности – как способа освоения успешных образцов поведения, практического  опыта и т.д.

  Начитанность пока остается важной положительной характеристикой человека в современном обществе для молодого поколения. Это безусловно важная характеристика.

На отношение к чтению влияют сформированные в жизни навыки чтения, умение обрабатывать проглатывать и обращаться с информацией.  Пристрастие  к чтению формируется уже в  раннем возрасте и основным фактором оказывающим влияние на это, является семья ребенка и его ближайшее  окружение. И поэтому позже они  трудно поддаются корректировке  и изменению.

Ценностное отношение  к чтению, определяющее его важность, нужность в жизни отдельного человека оказывает существенное влияние  на формирование читательской культуры и развитие интеллектуального потенциала личности. Такое отношение формируется  на основе сочетания социальной, групповой  и личностной системы ценностей.

Утверждение что население  России по-прежнему самое читающее  вызывает сильные сомнения. Формировавшийся  ранее на государственном уровне стереотип разрушен, и люди скептически  воспринимают подобное утверждение, чему способствует и отсутствие активной государственной поддержки читательской культуры.

Иногда бытует мнение, что  чтение – это уход от реальной жизни, люди, много читающие, как бы отстранены от жизни, творчества. К сожалению в настоящее время чтение утратило свои престижные, интеллектуальные функции среди молодого поколения, и количество активных, постоянных читателей снижается. Происходит смена ценностей в обществе – духовная сфера становится не престижной, уступает место технической «информационной», следствием чего стало то, что чтение теряет статус престижного занятия.

Ценность, престиж чтения, демонстрируемые в СМИ, во властных структурах влияют на формирование отношения  к чтению молодого поколения и  населения в целом.

  На процесс чтения сильно влияет развитие электронных СМИ и информационных технологий, досуг становится визуальным, чтение как вид досуга уходит.

Нынешние потенциальные  активные читатели делятся на две  группы:

        1.  молодые люди которые учатся, получают образование, т.е они имеют потребности в книгах на время прохождения учебного курса;

      2.  пожилые люди, чьи читательские установки сформировались в период преобладания книжной культуры.

   Среди населения  снижается процент людей имеющих  постоянные потребности и запросы  в книгах, запросы все чаще  ситуативны, т.е возникают только при необходимости удовлетворения сиюминутных желаний.

Мотивы чтения молодых людей в школьные годы:

Собственные интересы,увлечения – 22,7%

Учебные задания – 22%

Познавательный интерес  – 19,7%

 

Мотивы чтения молодых людей юности:

Собственные интересы,увлечения – 20,2%

Учебные задания –16,6%

Познавательный интерес  – 13,0% [2]

 

Молодежь до 20 лет однозначно считает, что чтение – это удел пожилых. В пожилом возрасте все  кроме самих пожилых выделяют такие мотивы как досуг, занять свободное  время, скуку и на втором месте  личный интерес. Авторитет  чтения, его престиж, с одной стороны  сохраняются в сознании людей, а  с другой – уверенно относят чтение к престижным занятиям, т.е. наблюдается  двойственность сформированных ранее  стереотипов престижности чтения и  новых, характерных для общества электронных коммуникаций, визуальной массовой культуры, в котором чтение как бы отходит на второй план.

  Чтение – это творчество и труд, требующий усилий.  Наиболее часто при чтении пропускают такие места как

• описания, описания природы  

• если становится скучно, неинтересные долгие скучные размышления автора,философские отступления.

  Очень важными для читателей являются доступность языка, простота, сюжетная, понимание контекста. Эти данные  говорят о том, что даже в среде любителей чтения, активных читателей наблюдается стремление к упрощению читательской деятельности, к минимизации собственных интеллектуальных усилий при чтении, развитию пассивности мышления поскольку аспекты связанные именно с интеллектуальными усилиями, собственным творчеством, мышлением (возникающие ассоциации и мысли, возможность самостоятельно домыслить ситуацию, сравнение, аналогии с другими текстами и ситуациями, оригинальность, новизна идей) очень важны .для гораздо меньшего числа читателей.

       Аспекты, связанные с оформлением книги и текста, за исключением размера и качества шрифта, мало важны, или на них вообще не обращает внимание большинство людей. Это – качество бумаги, количество иллюстраций, оформление обложки. Аура книги как особого предмета культуры в той или иной степени важна не более чем для 30% людей. Это дает основания предположить, что отношение к книге как сакральному предмету уходит, и становится неважно в каком виде, на каком носителе представлены текст, информация.

      Общий уровень и глубину читательской культуры современного человека косвенно характеризуют ответы «не знаю что это» по каждому пункту:

• возникающие ассоциации, собственные мысли по поводу, проекция на себя;

•сравнение, аналогии с другими текстами, героями, жизненными ситуациями;

• возможность самостоятельно домыслить ситуацию, недосказанность;

• специфичный запах книги, ее аура;

• понимание контекста.

      Это подтверждает тенденцию сведения к минимуму собственных творческих усилий при чтении, и возрастания прагматической, потребительской ценности чтения.

 Итак,  в современных  условиях даже в среде активных  читателей, носителей книжной  культуры отношение к чтению  трансформируется.

Наблюдаются тенденции изменения  отношения к чтению и книжной  культуре.

      Чтение еще сохраняет статус высокой духовной деятельности, способствующей развитию, мышлению и творчеству, но на лицо тенденции усиления его репродуктивности, желания свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении. Даже среди любителей чтения, оно все больше рассматривается как отдых, релаксация. В условиях информатизации чтение выполняет как бы две основные социальные функции – познавательную и релаксационную, постепенно утрачивая имевшийся ранее статус престижного в общественном мнении занятия.

      В общественном мнении выделяется четыре комплексных фактора, описывающих ценностное отношение к чтению. Первый - социальная ценность чтения как творческого занятия и престижной характеристики для ближайшего окружения человека. Второй – самоценность внешнего вида, оформления книги, как особого предмета культуры, не связываемую с ее содержанием. Третий - ценность чтения как средства повышения профессиональной компетентности, т.е. ценность «делового» чтения. Четвертый  фактор отражает ценность чтения как вида семейного отдыха

На формирование ценности чтения и сохранение читательских традиций важное влияние оказывает ближайшее  окружение человека, учителя, родители, родственники и друзья; важную роль в этом играют также сами книги  и СМИ.

Думаю  чтобы сформировать будущие поколения читателей, необходимо обратить внимание на формирование семейных ориентаций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры.  Начитанность остается важной положительной характеристикой человека в современном обществе для молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Акмеологическая концепция чтения «Учительская газета»,  №24 от 14 июня 2005 года

2. Исследования в Липецкой области. Липецкая областная научная библиотека, Липецкая областная юношеская библиотека и ЦБС Липецкой области. [2]

3. Семёнов, В.Е. Ценностные  ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007. - №4. - C.37-43. [1]

4. Стефановская Н.А. «Чтение как духовная ценность (по итогам исследования в липецкой и тамбовской областях)»

5.  Чтение в современной России : некоторые наблюдения и размышления // Б-ка в эпоху перемен / Информкультура. – 2004. – Вып. 2 (22). – C. 115-136.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

научный руководитель  С.А. Дауев,

зав. каф.  технологии социальной работы  ЧГУ

 


Информация о работе Чтение - как институт социализации молодого поколения в условиях глобализации