Человек-личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Человек-личность.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Человек - это  высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором  биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный  с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки  зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.

Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель  человеческого рода с его неповторимыми  психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.

В качестве аргументов можно привести известный пример детей - «Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п.. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

Для личности характерна прежде всего  ее принадлежность обществу. Человек  не существует вне общества, он —  составная часть общества. С первых лет жизни ребенок окружен  людьми и вещами, созданными их трудом. Воспитывая ребенка, взрослые учат его говорить, пользоваться различными предметами, передают ему знания и умения, привлекают к труду и другим видам общественной деятельности людей. Но все, чему учат ребенка и чем он практически пользуется, носит на себе печать общественных отношений. Вещи, способы действия с ними, язык, мораль, наука порождены обществом, представляют собой его достояние. Таким образом, формирующаяся личность независимо от своей воли подвергается влиянию сложившихся общественных отношений, а затем и участвует в них. Те мысли, чувства и желания, которые человек считает своими, в конечном счете порождены жизнью общества, его потребностями, хотя и носят они субъективный, индивидуальный характер. К. Маркс, раскрывая сущность личности, утверждал, что «… она есть совокупность общественных отношений». Это следует понимать как в том смысле, что личность неотделима от общества, так и в том, что ее сознание и поведение зависят от конкретных общественных условий, в которых она развивается. Хорошо известно, например, что часто человек, воспитанный в среде эксплуататоров, обладает чертами личности, характерными для эксплуататоров: пренебрежение к труду, эгоизм, скупость или расточительность, черствость и т. п. И наоборот, человек, воспитанный в среде эксплуатируемых, чаще всего обладает такими чертами личности, как чувство братской солидарности, коллективизм, стремление к свободе и независимости, уважение к труду и людям труда, чувство собственного достоинства.Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности. Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания. Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания. Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки — все это характеризует его как личность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»,— писал К. Маркс. Для личности очень характерны ее отношения к отдельным людям и обществу в целом, к своему труду и труду других людей, отношение к материальным и культурным ценностям общества, к его настоящему и будущему, наконец, отношение и к самой себе, что выражается в определенной самооценке. Свои отношения личность проявляет в разных формах: в форме суждений, мнений, в форме переживаний, чувств и в форме действий и поступков. Чем богаче взаимные отношения между личностью и другими людьми, тем богаче психический мир этой личности. Одной из важнейших задач советской семьи, школы и общественных организаций является воспитание у молодого поколения коммунистических отношений к людям, общественной собственности и к труду. Развитие человека в личность идет в следующих направлениях. 

  • Изменяется реальное положение личности среди других людей: с каждым годом жизни ребенка усложняются требования к нему, меняются и его права. 
  • Расширяется сфера деятельности личности; деятельность человека становится также более разнообразной по видам и более продуктивной. Так, если жизнь ребенка-дошкольника заполнена играми, то ребенок-школьник не только играет, но прежде всего учится, помогает взрослым в их труде, выполняет общественные поручения, участвует в работе предметных кружков, занимается спортом и т. п. 
  • Повышается уровень сознательности личности. Ребенок, усваивая жизненный опыт других людей — знания, умения, общественно полезные формы поведения,— становится более разумным, точнее понимает явления окружающей жизни, людей и самого себя. Это позволяет ему быть более самостоятельным в мнениях и поступках. 
  • Происходит развитие индивидуальности личности. У ребенка под влиянием воспитания и жизненного опыта совершенствуются психические процессы, возникают более сложные потребности и интересы, формируются убеждения, способности н пр. Постепенно меняется вся структура сознания и поведения личности. На первый план все заметнее выступает деятельность мышления в наиболее развитых его формах, моральные чувства и волевые качества личности. Все это позволяет человеку успешнее управлять своим поведением и свободнее подчинять его объективной необходимости и моральному долгу. Развитие индивидуальности состоит в том, что личность приобретает собственное, индивидуальное лицо, свой стиль работы и поведения. 
  • Вместе с развитием сознательности и самостоятельности человека возрастает и роль самовоспитания личности. Уже подросток пытается самостоятельно закалять свою волю, совершенствовать свой характер. Начиная с юношеского возраста самовоспитание становится постоянной заботой многих людей.

Идеалом человечества всегда была всесторонне  развитая личность

Т. е. человек, в  котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. 

 


Информация о работе Человек-личность