Человек как жертва социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:05, реферат

Описание работы

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Человек как жертва неблагоприятных условий социализации………………………………………………
Факторы виктимизации человека
Отклоняющее поведение человека
Заключение………………………………………………….....
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Человек как объект.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

Деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами. 
           Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с таким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклонения. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на примереаддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П.Короленко и Т.А.Донских). 
           Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале - практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, конфликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое состояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом. 
           Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то вещи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек начинает прибегать к этому средству, что и является началом отклонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции. 
 
На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как интегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации. 
            На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют существенного значения. Происходит разрыв нормальных межличностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.  
           Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние человека - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что отсутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время употребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необратимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет исправить положение. 
            Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако очевидным также является и тот факт, что начало отклонения очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогическая коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий развития, то они требуют специального вмешательства опытного психотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными  факторами, группами, организациями  и осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом  и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это  объективно обусловливает определенную степень автономности человека, которая  необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать  решения, противостоять внешнему давлению и т.д. В то же время в автономии  заложена и возможность появления  социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера  и отклоняющееся поведение. В  течение долгого времени в  педагогике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные»  включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось  системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие  «трудные» не употребляется ни в  педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного  развития человека и возможности  профилактики такого развития. Поэтому главным направлением социально-педагогической виктимологии должна стать разработка методов, средств и способов профилактики всех процессов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является работа социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жизни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закладываются сценарные основы будущей социальной жизни, по меткому выражению Э.Берна. Детство становится объектом пристального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов н/Д, 1997.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
  5. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 1998.
  6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
  7. Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.
  8. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
  9. Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.
  10. Одайник В. Психология политики. - СПб., 1996.
  11. Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - Душанбе, 1966
  12. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.
  13. Авторский материал: Социально-педагогические аспекты проблемы человека – жертвы неблагоприятных условий социализации. – А.Б. Романечук, по материалам сайта http://area7.ru/referat.php?4023
  14. А. В. Мудрик -  социальная педагогика рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник  - по материалам сайта http://do.gendocs.ru/docs/index141647.html?page=3#4109283

 


Информация о работе Человек как жертва социализации