Человеческий капитал в постиндустриальном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута в 1960 году американским экономистом, профессором экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккером. Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал". Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внес коллега Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие человеческого капитала 4

1.2. Виды человеческого капитала 6

1.3. Особенности человеческого капитала 7

2. Формирование человеческого капитала
в постиндустриальном обществе 8

3. Характеристика человеческого капитала
в переходный для экономики РФ
постсоветский период. 11

Заключение 12

Список литературы 14

Файлы: 1 файл

эссе на тему человеческий капитал в постиндустриальном обществе.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Письменная  работа (эссе)

на тему:

"Человеческий  капитал в постиндустриальном  обществе"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 1 курса

магистратуры  ВШБ ЮФУ

отделения "Международный  бизнес"

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013 год

 

Содержание:

 

Введение           3             

1. Понятие человеческого капитала      4

 

1.2. Виды человеческого капитала     6

 

1.3. Особенности человеческого капитала    7

 

2. Формирование человеческого капитала

    в постиндустриальном обществе      8

 

3. Характеристика человеческого капитала

в переходный для экономики РФ

постсоветский период.        11

 

Заключение           12

 

Список литературы         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте, центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования налично данной рабочей силы.

Теорией человеческого  капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним  из перспективных направлений развития экономической науки. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута в 1960 году американским экономистом, профессором экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккером. Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал". Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внес коллега Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц.

Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека (пожизненные заработки), выделению "капитальных" инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признанию человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из этой теории следует, что: индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон; длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска.

По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в  образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.).

Современная теория человеческого  капитала также получила развитие в работах Джорджа Минцера, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. Исторические корни ее могут быть найдены в работах Адама Смита и Вильяма Петти, Карла Маркса, Уильяма Фарра и Эрнста Энгеля, Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.

 

1. Понятие человеческого капитала.

 

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и  в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В «Экономической энциклопедии»  человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт».

Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными  для семьи и для всего общества. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

1) прямые затраты, в  том числе плата за обучение  и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок,  являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб,  так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Для более полной и  развернутой характеристики человеческого  капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек.

- Во-первых, это накопленный  запас навыков, знаний, способностей.

- Во-вторых, это такой  запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется  человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства.

- В-третьих, целесообразное  использование данного запаса  в виде высокопроизводительной  деятельности закономерно приводит  к росту заработков (доходов) работника.

- В-четвертых, увеличение  доходов стимулирует, заинтересовывает  человека путем вложений, которые  могут касаться здоровья, образования  и др., увеличить, накопить новый  запас навыков, знаний и мотиваций,  чтобы в дальнейшем его вновь  эффективно применить.

 

1.1 Виды человеческого капитала.

 

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский  и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием  классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1. Живой капитал включает  в себя знания, воплощенные в  человеке.

2. Неживой капитал  создается, когда знания воплощаются  в физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

 

1.2 Особенности человеческого капитала.

 

В современных условиях постиндустриального общества человеческий капитал имеет ряд особенностей, среди которых выделяют следующие:

- человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

- человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

Главное отличие человеческого  капитала от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений.

Широко распространенными  являются представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве самого себя, при его использовании в свободное (личное) время человека.

 

2. Формирование человеческого капитала в постиндустриальном обществе

 

Постиндустиальное общество – это общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических  агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста  и наращивая качественные, инновационные изменения. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным  фактором развития постиндустриального  общества является человеческий капитал – профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

В постиндустриальном обществе, организации начинают придавать  все большее значение нематериальным характеристикам своих сотрудников, таким как лояльность, способность  устанавливать взаимоотношения  с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы их формальной оценки. И понимая, насколько дорогостоящий потенциал таких человеческих качеств, компании преобразуют их в нечто более конкретное - человеческий капитал.

Современная модернизация стимулировала вложения в «качество» работников как «нематериальный» актив, превращая сегодня их развитие в «интеллектуальную, творческую революцию» в производстве.

Человеческий капитал, включая его социальную компоненту, являясь решающим фактором производства и в качестве такового влияющего на экономику, в то же время испытывает воздействие последней, отражая в себе все те противоречия, которые присущи постиндустриальной экономике. В этой связи возникает проблема изучения противоречий постиндустриальной экономики с целью выявления тех тенденций развития человеческого капитала, которые в наибольшей степени способствуют реализации потенциала человека в экономике, формированию социально-экономических механизмов развития этого капитала, построению организационно-правового устройства народного хозяйства, ориентированного на максимальное использование человеческого капитала.

По мере того как выражение  «человеческий капитал» входит в  корпоративный лексикон, многие компании свободно оперируют этим понятием, не предпринимая никаких попыток измерить или управлять активами, о которых они говорят. В результате очень сложно установить связь между размышлениями сотрудников и финансовыми результатами, полученными компанией.

На современном рынке  труда специалисты имеют огромную свободу выбора своих работодателей. Основная причина, по которой сотрудники уходят из компании, состоит в том, что они не ощущают своей востребованности или не видят перспектив для полного развития своих возможностей. Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, чтобы помочь им полностью реализовать свой потенциал.

Информация о работе Человеческий капитал в постиндустриальном обществе