Ценностные ориентации личности. Социально- культурные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3
1. Ценности в жизни человека и общества.................................................................. 4
2. Классификация ценностей........................................................................................ 7
3. Ценностные ориентации личности......................................................................... 11
4. Социально-культурные ориентации современной молодежи…………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................16

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы

Факультет психологии

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Социология »

на тему: «Ценностные ориентации личности. Социально-       

                   культурные ориентации современной молодежи»

 

 

 

 

Выполнила  студентка  2 курса 7 группы

Лапейко Елена Сергеевна

                           Преподаватель: Мороз Олеся Вячеславовна

 

 

 

Гродно 2013

СОДЕРЖАНИЕ

              

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3

1. Ценности  в жизни человека и общества.................................................................. 4

2. Классификация  ценностей........................................................................................ 7

3. Ценностные  ориентации личности......................................................................... 11

4. Социально-культурные ориентации современной молодежи…………………...13

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….15

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ценности занимают важнейшее  место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют  собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного  мира.

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым  ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные  ценности, либо приспосабливаться к  новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями  различных партий, общественных и  религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое  ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие  второстепенными — являются сегодня  жизненно важными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ценности в  жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и  ее общая характеристика. Ценности  и оценки

Рассмотрим в самых  крупных чертах проблематику общей  теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в  смысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологический  смысл этого слова весьма прост  и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это  могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и  явления культуры[1]. Однако содержание понятия «ценность», его природа  не такие уж простые, как это может  показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл  понятия «ценность»?

1. Ценность социальна  по своей сути и имеет объектно-субъектный  характер.

Известно, что там, где  нет общества, нет и оснований  говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без  их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к  ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это  относится не только к очеловеченной  природе, т. е. ко всей цивилизации в  многообразии ее проявлений, но даже к  многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с  возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни  людей.

2. Ценность возникает  в ходе практической деятельности  человека.

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена  эта деятельность. Цель — это  представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить  какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится  к предполагаемому результату своей  деятельности как к ценности. Поэтому  человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся  не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и  материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных  законов, и красоту мира, и величие  разума, и полноту чувств, и многое другое.

3. Понятие «ценность»  необходимо отличать от понятия  «значимость».

Ценность соотносится  с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует  степень интенсивности, напряженности  ценностного отношения. Что-то нас  трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность — это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную  роль в жизни человека, его объединений  или общества в целом.

4. Всякая ценность характеризуется  двумя свойствами: функциональным  значением и личностным смыслом.

Что это за свойства? Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций  предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень  его достоверности.

Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а  с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек  исходит не из своей чисто природной  потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет  значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую  сущность, идею вещи, которая и выступает  для него смыслом.

В то же время следует  отметить, что смысл ценностей  для людей неоднозначен, он зависит  от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который  в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу  определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения  дополнительного заработка и  т. п. Во всех этих случаях один и  тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по природе  своей объективны.

Это положение может вызвать  возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит  от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто  субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне  связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация  ценности, превращение ее в нечто  односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как  и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность —  это объективная значимость многообразных  компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями  и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это  ценностное отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  ценностей

2.1 Ценностные ориентации  и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому  ценностей так же много, как явлений  природы, общества, человеческих поступков  и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У  отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может  быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в  ограниченном числе и характере  ее жизненных ценностей, жизненных  интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого  подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также  нет. Поэтому, обобщая имеющиеся  в различных концепциях подходы  к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим  основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными  сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности —  это ценностнозначимые природные  объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного  потребления. К природным ценностям  относятся естественные блага, заключенные  в природных богатствах. А к  предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в  результате человеческого труда, а  также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят  социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также  прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию  общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности — это  нормативно-оценочная сторона явлений  общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными  ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права  и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется  аспект другого вида ценностей. Более  того, есть ценности, которые можно  отнести и к материальным, и  к социально-политическим, и к  духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации  ценностей — по субъектам. Здесь  различают ценности:

индивидуальные,

групповые

общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного  человека. Любая ценность по своей  сути индивидуальна, ведь только человек  способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются  потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими  индивидуальными особенностями  людей.

Если же мы говорим о  групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что  данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая  их совокупность.

Групповые ценности — это  ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют  большое значение для жизнедеятельности  того или иного коллектива, сплачивая  входящих в него индивидов едиными  интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и  нравственные принципы, разделяемые  большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся  общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и  т. п.). К общечеловеческим ценностям  относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка  и др.

Информация о работе Ценностные ориентации личности. Социально- культурные ориентации современной молодежи