Ценностно-нормативная регуляция социального поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Ценности изучаются различными науками. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в ценностно-нормативном механизме социальной регуляции. Ценности определяют смысл и стратегию целенаправленной деятельности человека и тем самым регулируют социальные взаимодействия. Иначе говоря, ценности формируют идеалы, ориентируют человека в окружающем мире и побуждают к действию. В жизни современного общества ценности выполняют роль своеобразных «центров управления» поведением людей.

Файлы: 1 файл

ценностно.docx

— 17.13 Кб (Скачать файл)

ценностно-нормативная  регуляция социального поведения .

Ценности изучаются различными науками. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в ценностно-нормативном  механизме социальной регуляции. Ценности определяют смысл и стратегию  целенаправленной деятельности человека и тем самым регулируют социальные взаимодействия. Иначе говоря, ценности формируют идеалы, ориентируют человека в окружающем мире и побуждают  к действию. В жизни современного общества ценности выполняют роль своеобразных «центров управления» поведением людей.

Впервые исходные базисные ценности были осмыслены и сформулированы в религии как представления  о смысле жизни, конечных истинах  бытия, добре и зле и т.д. Именно эти представления, составляя фундаментальный  уровень ценностей, скрепляли воедино  каждое общество и определяли его  своеобразие. В современном обществе таким фундаментом являются нравственные ценности. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, дают человеку право свободного выбора и подкреплены  внутренними формами контроля. Многообразие социальной жизни, ее многоаспектность, а также функциональная дифференцированность социальных институтов обусловливают  усложнение системы ценностей по мере усложнения организации общества. Так, например, в современном обществе происходит становление класса экологических  ценностей, все большее значение приобретает ориентация на управленческие ценности (разделение функций, прав и  обязанностей, скоординированность  действий, подконтрольность и т.д.). Это объясняется тем, что с  одной стороны, человеческая деятельность расширяется, становится все более  многообразной, а с другой стороны, человек стремится все более  осмысленно ориентироваться и регулировать свое поведение с тем, чтобы добиться наибольшего эффекта. Существует несколько  исторических типов систем ценностей. В частности, в феодальном обществе высоко ценились знатность и происхождение. В современном развитом индустриальном обществе сформировалась совершенно иная иерархия ценностей: независимость  и достоинство человека, уважение обществом прав личности, свобода  предпринимательской деятельности, принцип частной собственности, образование, необходимость высокого уровня и качества жизни для большинства  населения и т.д. Для того чтобы  деятельность человека была предсказуема для других людей, необходимо, во-первых, чтобы его устремления были направлены в нужном для общества направлении. Соответственно, механизм социальной регуляции должен формировать определенные личные побуждения, индивидуальные цели и ориентации, побуждающие человека к ожидаемому поведению. Во-вторых, реальные социальные действия человека должны соответствовать ожиданиям  других людей. Соответственно, механизм социальной регуляции обязан указывать человеку, что он должен делать или желательно, чтобы он сделал, и что он не должен делать. В-третьих, механизм социальной регуляции должен включать в себя функции внешнего наблюдения и реагирования общества на поведение индивида, принуждать человека к тем действиям, которые от него ожидаются, и тем самым обеспечивать ожидаемый ход его действий.

В то же время ценности, являясь  своеобразным критерием оценки реальных явлений социальной жизни, обосновывая  идеалы и цели индивида как инструмент социальной регуляции, достаточно ограничены. Во-первых, ценность должна быть внутренне  осмысленна и принята человеком. В этом заключается преимущество ценности для личности, но в этом одновременно состоит и риск в  ее реализации, а, значит, и ненадежность для общества. Во-вторых, ценность лишь указывает на нежелательное или  предпочтительное для данного человека в данных социальных условиях, но не гарантирует получение этого  желаемого. Таким образом, между  ценностью, которая усвоена сознанием  человека, и его практическими  действиями может наблюдаться существенный разрыв. Это разрыв между предпочитаемым, желательным для человека и его  практическими действиями, которые  составляют решающее основание социальной жизни. Практические действия в одних  случаях могут соответствовать  ценностям, а в других случаях  быть вынужденными, принуждаемыми обстоятельствами, принятыми в этой среде, но не в  полной мере соответствующими ценностям  индивида.

Итак, ценности как регулятор обладают рядом преимуществ, определенной умозрительностью и рискованностью. Поэтому не случайно социально-регулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую стратегическую регуляцию  поведения, имеются нормы. Нормы  достаточно конкретно предписывают и указывают, какие действия могут  или должны совершать люди. Иначе  говоря, это своеобразные правила  поведения в типичных, и, прежде всего, повседневных ситуациях. «Ценности  есть ни что иное, как представления  о желаемом типе социальной системы… Нормы, основная функция которых  – интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно  к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они  не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно  к типичным ситуациям,но и содержат конкретные способы ориентации для  действия».В идеале ценность всегда находит свое воплощение в соответствующей  норме, но на практике могут быть существенные расхождения между ценностью  и нормой. Очень часто одна и  та же норма может обосновываться различными ценностями. И, наоборот, одна и та же ценность может реализовываться  посредством различных способов и образцов поведения, в том числе  и не одобряемых обществом. В конечном счете, расхождение ценностей и норм ведет к определенным нарушениям в функционировании ценностно-нормативного механизма социальной регуляции.

Социальная  норма – исторически сложившаяся  в данном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Гилинский  Я. И).

Здесь выделяются два вида функций норм:

1. Функции обеспечения членов общности  и общества эталонами, образчиками,  моделями, стандартами, шаблонами  поведения, отношений, взаимодействий.

2. Функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания, интеграции отношений,  взаимодействий.

Оба типа функций оказываются сходными, а «культура» рассматривается как  «хранилище» этих эталонов, стандартов, образчиков.

Нормы можно классифицировать по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы.

Правовые нормы – это прежде всего четко зафиксированные  законы, их выполнение контролируется государством и его структурами,их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые различными специальными учреждениями.

Моральные нормы – это образцы  поведения, которые обосновываются нравственными и этическими критериями, на которых строится данное общество, или имеющие глобальный масштаб. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной  ответственности личности, чувство  долга, совести и т.д.

В соответствии с другой классификацией выделяют нормы-правила и нормы-ожидания.

Нормы-правила обязывают человека к определенному поведению в  наиболее важных и ответственных  ситуациях, обеспечивая гарантии целостности  и устойчивости общества или социальной группы. К ним относятся наиболее значимые моральные и правовые нормы.

Нормы-ожидания – это ожидание желательного поведения индивида. И  если нормы-правила могут иметь  форму как запрета, так и позитивного  наставления (например, «следует поступать  или действовать так»), нормы-ожидания в большей мере поощряют желательное, но необязательное поведение.

Еще одной классификацией норм является их деление на запрещающие и поощряющие.

В рамках различных культур, зоны, не подлежащие запретной регламентации, могут быть шире или уже. Тем не менее, роль запрещающих норм во все  времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивает зону или сферу деятельности, выход  за рамки которой может угрожать безопасности других людей или обществу в целом.

Нормы-поощрения имеют форму  призыва к определенному образу действия и составляют гораздо большую  степень свободы выбора у человека – выполнять или не выполнять  те или иные нормы, а если выполнять, то насколько регулярно.

Своеобразие регулятивных возможностей норм связано с историческим своеобразием нормативных инструментов, используемых в процессе социальной регуляции, и  функциональными особенностями  норм.

Нормативно-практическая регуляция  существовала и в примитивном  обществе, поскольку минимально необходимым  условием обеспечения предсказуемого самовозобновляющегося взаимодействия индивидов является соответствие их действий определенным ожиданиям и  стандартам. Но в примитивных обществах  в качестве инструментов нормативной  регуляции использовались малоосознаваемые шаблоны поведения и табу. В  современном обществе нормы, являясь  элементом ценностной регуляции, носят  более обобщенный характер. Они, как  и ценности, требуют личного осмысления и предоставляют некоторую свободу  выбора, особенно в условиях противоречия и конфликта норм, требующих определенного  порядка действий. Но свобода выбора нормы не абсолютна, она ограничена, поскольку общество, используя власть, может навязать определенную норму  поведения.

Говоря о функциональных особенностях норм, необходимо понимать, что нормы  повелевают или позволяют действовать  вполне определенным образом, они всегда формируются как практическое наставление  или правило, или образец поведения. Поэтому именно на нормах как особых социокультурных феноменах основаны системы социальных взаимодействий. В институциональных связях более  важным является не то, что желает и  к чему стремится человек, а то, что он делает в реальной жизни. Таким  образом, основная функция норм –  это практически, а не умозрительно, интегрировать индивидов в единые социальные системы.

 

 


Информация о работе Ценностно-нормативная регуляция социального поведения