Будущее волонтерской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности становления волонтерской деятельности в России.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:
—изучить историческое формирование волонтерского движения в России ;
— проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России;
— исследовать проблемы и перспективы развития волонтерства в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1 История волонтерства в России………………………………………….….5
2 Особенности современного волонтерского движения в России………..12
3 Будущее волонтерской деятельности в России…………………………...23
Заключение………………………………………………………………….....36
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая волонтерство.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

1 История волонтерства в России………………………………………….….5

2 Особенности современного  волонтерского движения в России………..12

3 Будущее волонтерской деятельности в России…………………………...23

Заключение………………………………………………………………….....36

Список  литературы………………………………………...............................38

Приложение А ………………………………………………………………...40

Приложение Б……………………………………………………………….....41

Приложение  В……………………………………………………………….....42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов  добровольческого труда. Поле деятельности волонтеров очень широко. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В словаре  русского языка Ожегова С.И. слово "волонтер" синоним слова "доброволец",[19] в социологическом словаре "волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую либо работу". [20]В работе Кудринской Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. [13]

Добровольческий труд - непосредственная благотворительная деятельность.   Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага).[21] Таким образом, обобщая приведенные определения, мы можем сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность.

  Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

Данная  курсовая работа посвящена изучению особенностей развития волонтерского движения в России. Актуальность данной темы обуславливается тем, что на сегодняшний день волонтерская деятельность в России постепенно набирает силу. Несмотря на экономический кризис и отсутствие нормативных актов, в сознании людей появляются мысли о взаимопомощи. Впереди олимпиада 2014, и для успешного проведения этого важнейшего для страны мирового спортивного мероприятия необходима помощь волонтеров.

Цель курсовой работы - выявить особенности становления волонтерской деятельности в  России.

В соответствии с целью, можно выделить следующие  задачи:

—изучить историческое формирование волонтерского движения в России ;

— проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России;

— исследовать проблемы и перспективы  развития волонтерства  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История волонтерства в России

 

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, ничуть не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных.

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

В России идея волонтёрства уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Нотки волонтерства можно отметить и в системе воспитания славян в России. В отличие от зарубежного воспитания, славяне воспитывались в нравственном стиле, что положило начало сегодняшнему волонтерству, но сегодня наша страна отстает от уровня развития волонтерства за рубежом, хотя истоки наши уходят намного глубже в историю. "Побратство и посестринство" воспитывалось в детях для морального развития и эта система воспитания помогала сохранять нравственное отношение, ведь это и есть смысл волонтерства - все наши братья и сестры, и должны мы им помогать от чистого сердца, безвозмездно, как помогли бы своему брату или сестре. Сирот в древности воспитывали бездомные старики и старухи, была народная забота о несчастных. С принятием христианства институтом социального воспитания становится церковь, которая также "навязывает" добровольческий труд, в качестве воспитания моральной чистоты, была заложена модель поведения человека.

Развитие  волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

Затем нотки волонтерства, добровольчества отмечались и в "русской правде": забота о сиротстве, о сиротских домах, "Поучения Владимира Мономаха": ставится очень остро вопрос о воспитания ребенка в нравственном свете, "Домостой". Начальная русская летопись гласила: "повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение".

Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

 При Петре  I происходит перестройка всех  областей жизни общества. Это повлияло и на систему воспитания детей и на социальное развития общества в стране.

Появляется государственная  политика защиты детей и сирот. В 1712 году был обнародован указ "Об учреждении во всех губерниях госпиталей", в котором предписывалось "учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

Дальнейшее  развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством – с дихотомией «интеллигенция – народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России, что нашло отражение и в нашей классической литературе, к примеру, в романе «Новь» И. Тургенева.

Первые  «человеколюбивые общества» под  императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Земствам  и врачам-энтузиастам история  волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства: вспомним хотя бы «Записки юного врача» М. Булгакова.

Одна  из самых ярких страниц истории  волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана  специальная комиссия, в ведении  которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно  считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в  России, открытости и доступности  всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

К началу XX века общественная и частная благотворительность  становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая  широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной  деятельности русских меценатов, фамилии  которых навсегда вошли в историю  России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 1902 год  стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула - 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название "Морозовская". Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.[9]

Традиция  российской благотворительности была нарушена революцией 1917года. Идеология  революции не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству, а сами организации  упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики "буржуазной филантропии", которая, по их мнению, лишь маскировала "эксплуататорскую сущность" российского предпринимательства. Так, 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как "явление, свойственное лишь классовому обществу", тогда как "социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности".

Однако  в годы Великой Отечественной  войны с помощью церкви на оборону  страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени  Александра Невского. Функции благотворительности  опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. В Советском Союзе добровольцы, в нынешнем понимании волонтеры, считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Но, во многом, добровольная работа, заключающаяся в уборках урожая, работе на субботниках и прочее, была связана с обязанностью и общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде.

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками. Такое волонтерство получило глубокое осмысление в русской классике: достаточно вспомнить Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании», Алешу Карамазова, создавшего целую «волонтерскую команду» в «Братьях Карамазовых» у Ф. Достоевского, или Нехлюдова из «Воскресения» Л. Толстого.

Информация о работе Будущее волонтерской деятельности в России