Брак как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

брак как социальный институт в современной России

Файлы: 1 файл

брак (2).doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Языческая семья

            Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей  работе «Психология семьи»

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть  отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и  отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

Христианская модель семьи

           Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и  Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал  распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление»

И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»

Внутрисемейные отношения  по «Домострою»

           В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как  некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу сноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

3. Основные формы и виды современного брака

Эпоха сексуальных революций, позволившая мужчинам и женщинам наслаждаться сексом без обязательств, привела к неожиданному результату – кризису традиционных семейных отношений. Общественная мораль спокойно смотрит на частую смену половых партнеров не только мужчинами, но и женщинами, а идея о том, что каждый человек чуть ли не обязан заниматься сексом много, разнообразно и с удовольствием, стала практически догмой.

Социальные изменения и технический прогресс тоже оказали влияние на разрушение традиционной модели брака. Жениться для того, чтобы было кому стирать и печь пироги уже не обязательно, так же, как и выходить замуж с целью обеспечить себе материальный тыл. Бытовые приборы освободили женщину от неприятной работы по хозяйству, оральные контрацептивы – от необходимости постоянно рожать, и  оказалось, что она способна зарабатывать столько же, как и мужчина, а то и больше. В итоге, жизненная программа: «школа-институт-ЗАГС»  уже не кажется многим требующей выполнения, особенно в последнем пункте.

Конечно, человек все равно стремиться найти себе пару и создать семью, но отношения в этой семье часто приобретают новые, невиданные раньше формы. Эта тенденция, по данным социологов, коснулась практически всех стран, кроме исламского мира, – люди пытаются найти такую форму брачных отношений, которая бы соответствовала требованиям современной жизни.

Вот основные виды современных форм брака:

Традиционный брак

Обычная форма семьи: официальная  регистрация  отношений, совместное проживание, общий бюджет и хозяйство, есть глава семьи, принимающий важные решения. Сюда же можно отнести и церковный брак без регистрации.

Пробный брак

Такой вид брака называют чаще гражданским. От традиционного отличается отсутствием «штампа»,  а от простых любовных отношений – совместным проживанием и общим хозяйством. Партнеры выбирают такую форму отношений по разным причинам: одни хотят проверить чувства или накопить материальную базу, а уж потом сыграть свадьбу, другие принципиально не желают посвящать государство в подробности своей личной жизни. Нередко такой брак становится традиционным после рождения ребенка.

Сезонный брак

Брачный союз (зарегистрированный или гражданский) заключается на какой-либо срок, например, на три года, после чего супруги берут «тайм-аут».  Далее партнеры взвешивают все за и против дальнейших отношений и принимают решение – продлить свой брак еще на несколько лет, или пора расстаться. Мотивацией для такой формы брака служит идея о том, что людям свойственно со временем  меняться  и «вырастать» из прошлых отношений.

Коммунальный брак

Это семья, где вместе живут несколько женщин и мужчин. Это может быть несколько пар, или один мужчина – две женщины (можно наоборот), которые ведут совместное хозяйство и проживают на одной жилплощади. Их могут объединять сексуальные отношения, но это не обязательно – так могут жить и просто очень близкие друзья. Если в «коммуне» рождаются дети, их воспитывают общими усилиями.

Открытый брак

От традиционной семьи отношения в открытом браке отличаются тем, что супруги разрешают друг другу заниматься сексом с другими партнерами. Подробности измен могут открыто обсуждаться и смаковаться, или же эта тема может не подниматься вслух вообще. Иногда в подобном браке пара занимается так называемым свингерством – меняется сексуальными  партнерами с другими парами, или участвует в групповом сексе.

Гостевой брак

Партнеры  ведут жизнь, свойственную больше любовникам, чем супругам: муж и жена ходят друг к другу в гости, вместе путешествуют, занимаются сексом на чьей-либо территории, иногда вместе ужинают – дома или в кафе и т.д.  Совместного хозяйства у них нет, каждый независим от другого, но при этом их брак зарегистрирован официально, и они считают себя семьей.

Если в небольших провинциальных городах по-прежнему распространен традиционный брак, то в крупных мегаполисах все чаще встречаются пары, выбирающие другую форму отношений. Вполне возможно, что вскоре традиционный брак, каким мы его знаем, исчезнет вообще – его заменит что-то новое, не обязательно из перечисленного выше списка.

4.Брачные отношения в современной России

Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может объединить супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.

С одной стороны, сохраняется традиционный (патриархальный) вариант при наличии социального контроля и сохранении формальных признаков. С другой стороны, остается популярным вариант эгалитарной семьи, демонстрирующей отход от социоцентрического начала в семье в сторону индивидуально-личностного. По мере увеличения разрыва между формальным и неформальными началами возрождаются модели, известные с древних времен -варианты полигамной семьи, внебрачной кровно-родственной неполной (материнской), внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи, которые выступают свидетельством кризиса развития семьи, когда традиционная, в сущности, почти библейская модель, сталкивается с изменившимися условиями жизни и в трудных, кризисных испытаниях доказывают свою жизнеспособность.

Следует отметить, что кризис семьи в целом, касается скорее, именно традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа. Процесс этот объективно обусловлен и не может быть обращен вспять. Понимание таких особенностей важно для выбора направлений и приоритетов семейной политики.

Информация о работе Брак как социальный институт