Муниципальное бюджетное общеобразовательное 
учреждение
Петрозаводского городского 
округа  
"Лицей № 40" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БРАК КАК ОСНОВА СЕМЬИ
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа 
 учениц 11в класса 
 Буториной Алины,  
Кирилловой Юлии 
Научные руководители: 
учитель математики Власова Ольга Юрьевна, 
 учитель обществознания Коралева Светлана 
Анатольевна
 
 
 
 
 
 
 
Петрозаводск  
2012 
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ 
ЧАСТЬ
  - Понятие брака……………………………………………………………………………5
 
  - Брак как основа семьи…………………………………………………………………..7
 
  - Молодая семья как один из периодов 
  развития семьи………………………………11
 
  - Мотивы вступления в брак…………………………………………………………….13
 
  - Современные мотивы вступления 
  в брак…………………………………………….16
 
ПРАКТИЧЕСКАЯ 
ЧАСТЬ
  - Программа исследования………………………………………………………………18
 
  - Анализ данных………………………………………………………………………….19
 
  - Заключение……………………………………………………………………………...27
 
  - Литература………………………………………………………………………………28
 
  - Приложения……………………………………………………………………………..29
 
 
Введение
Почему люди влюбляются и вступают 
в брак? На первый взгляд ответ очевиден. 
Любовь — это взаимная физическая и личностная 
привязанность людей друг к другу. Возможно, 
сегодня многие из нас скептически относится 
к мысли, что любовь бывает “навсегда”; 
однако “влюбленность”, вероятно, относится 
к самым волнующим чувствам и эмоциям 
человека. 
Во все времена человек мыслил 
семью как свое маленькое земное счастье. 
Во все века, независимо от социально-экономических 
условий и государственных режимов именно 
семья являлась основой общества. А лучше 
сказать, семья и есть самое первоначальное 
общество, где формируются духовные начала 
и основы нравственности каждой конкретной 
личности.
Когда говорят о важнейших социальных 
институтах - столпах общества, то в числе 
первых называют семью. Семья 
- главный институт человеческого общества. 
В свою очередь институт семьи включает 
множество более частных институтов, а 
именно институт брака, институт родства, 
институт материнства и отцовства, институт 
собственности, институт социальной защиты 
детства и опеки и другие. Важнейшие функции семьи: демографическая 
(воспроизводство населения), экономическая, 
социальная, культурная, сексуальная, 
медицинская и др.
Брак — древнейший 
институт человеческого общества — прошёл 
сложный путь развития. Современное состояние 
семьи не внушает особого оптимизма. Ее 
проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. 
Еще несколько лет назад в нашей литературе 
много писали о кризисе буржуазной семьи. 
Наша советская семья определилась как 
семья образцовая с бесконфликтным настоящим 
и блистательным будущим. Сейчас в нашей 
печати иначе как о кризисе семьи не говорят. 
Встречаются даже утверждения о катастрофе 
семейной жизни, которую переживает наше 
общество. Чтобы избежать многих разочарований 
в будущем, людям необходимо ответить 
себе на вопрос: зачем это нужно?
Актуальность изучения современной молодой 
семьи, в особенности мотивов вступления 
в брак молодых людей обусловлена довольно 
сильными изменениями всего российского 
общества. В научной литературе давно 
идет обсуждение трансформаций семейно-брачных 
отношений, изменение ценностных ориентаций 
молодых людей (меняется место семьи среди 
важнейших ценностей) и т.д. Официально 
существует два взгляда на эти изменения. 
Первый, его можно назвать «пессимистичный», 
указывает на то, что происходит падение 
семьи как главной человеческой ценности, 
моральные устои развращены, и все происходящее 
сейчас ведет к гибели семьи в ее привычном 
понимании. Второй, «оптимистичный», говорит 
о том, что происходит модернизация семьи, 
ее роли в жизни человека, ее структуры, 
ее функций. Семья никуда не исчезает, 
а лишь претерпевает серьезные изменения, 
отвечающие потребностям и ценностям 
современного человека. Именно этого взгляда 
мы и придерживаемся в данной исследовательской 
работе. 
Объект исследования 
– современная молодая семья.
Цели и задачи работы: 
  - Изучение современных мотивов 
  вступления в брак у молодых супругов.
 
Для достижения поставленной 
цели в работе решаются следующие задачи:
      - Дать понятие брака;
 
      - Рассмотреть брак как основу 
      семьи;
 
      - Рассмотреть молодую семья как один из периодов развития семьи;
 
      - Изучить подходы к изучению 
      брачной мотивации;
 
      - Изучить мотивы вступления 
      в брак у современных молодых супругов.
 
Предметом исследования являются общественные отношения, 
связанные с рассмотрением брака; мотивы 
вступления в брак.
В ходе нашей исследовательской 
работы, по средствам реализации перечисленных 
выше задач, мы попытаемся охарактеризовать 
современную молодую семью, ее основы 
и сделать некоторые выводы об отношении 
молодых супругов к браку и семье. Наше 
исследование должно поспособствовать 
конструированию наиболее четкого и реалистичного 
взгляда на проблему современной молодой 
семьи и мотивов ее создания. Так же мы 
попытаемся проследить динамику бракозаключения 
в нашем регионе. 
 
Основная часть
  - Понятие брака
 
Законодательство не содержит 
легального определения брака. В последние 
десятилетия брак в социологическом смысле 
рассматривался в России в основном как 
"союз между лицами мужского и женского 
пола, посредством которого регулируются 
отношения между полами и определяется 
положение ребенка в обществе" или как 
"исторически обусловленная, санкционированная 
и регулируемая обществом форма отношений 
между женщиной и мужчиной, устанавливающая 
их отношения друг к другу и к детям". 
В современной отечественной 
энциклопедической литературе под браком, 
как правило, понимается семейный союз 
мужчины и женщины (супружество), порождающий 
их права и обязанности по отношению друг 
к другу и к детям. Однако в Семейном кодексе 
отсутствует определение брака как конкретного 
юридического факта и одного из главных 
институтов семейного права. 
Как подчеркивается в современной 
юридической литературе, отсутствие законодательно 
установленного определения брака связано 
с тем, что брак является сложным комплексным 
социальным явлением, находящимся под 
воздействием не только правовых, но и 
этических, моральных норм, а также экономических 
законов, что ставило бы под сомнение полноту 
определения брака только с правовых позиций, 
тем более что духовные и физические элементы 
брака, безусловно, не могут регулироваться 
правом. 
Кроме того, цель заключения 
брака — не только возникновение брачного 
правоотношения, но и создание союза, основанного 
на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной 
поддержке. В теории современного отечественного 
семейного права в основном продолжают 
преобладать взгляды на брак как свободный, 
добровольный и равноправный союз мужчины 
и женщины, основанный на чувствах взаимной 
любви и уважения, заключаемый в органах 
записи актов гражданского состояния 
для создания семьи и порождающий взаимные 
права и обязанности супругов. 
Таким образом, вышесказанное 
делает возможным дать следующее понятие 
брака: "Брак представляет собой важнейший 
юридический факт, вызывающий возникновение 
семейно-правовых связей, и представляет 
собой свободный и добровольный союз мужчины 
и женщины, заключаемый в установленном 
порядке с соблюдением требований закона, 
направленный на создание семьи". 
Под формой брака понимается 
установленный законом способ его заключения. 
Законной формой брака в России является 
заключение брака путем его государственной 
регистрации в органах загса.
Государственная регистрация 
заключения брака имеет правоустанавливающее 
значение: с этого момента возникают взаимные 
права и обязанности супругов. Государственная 
регистрация заключения брака имеет и 
доказательственное значение: на основании 
произведенной актовой записи о заключении 
брака супругам выдается свидетельство 
о заключении брака и производится соответствующая 
отметка в их паспортах, удостоверяющие 
факт состояния данных лиц в законном 
браке.
Фактический брак, т.е. не зарегистрированный 
должным образом, в нашей стране защитой 
не пользуется. Брак, заключенный с соблюдением 
церковных обрядов, также не порождает 
правовых последствий и приравнивается 
к фактическому. В последнее время наблюдается 
рост числа фактических браков, когда 
люди живут вместе, ведут общее хозяйство, 
зачастую рожают и воспитывают детей, 
но брак по каким-либо причинам не регистрируют. 
Во всем мире фактический брак не приравнивается 
к юридическому, однако пользуется определенной 
правовой защитой, так, например, дети 
имеют право на алименты без установления 
отцовства, женщина - на определенное содержание 
от фактического супруга. В России никаких 
правовых гарантий лицам, проживающим 
в фактическом браке, не предусмотрено, 
что можно отнести скорее к недостаткам 
законодательства. В случае раздела их 
имущества применяются правила об общей 
долевой собственности, т.е. доли определяются 
сообразно вложениям. Фактический супруг, 
занятый ведением домашнего хозяйства, 
таким образом, ничего не получит. Однако 
это положение в нашей стране существовало 
не всегда. Так, до 8 июля 1944 г. фактический 
брак приравнивался к юридическому в том 
случае, если супруг доказывал в суде наличие 
совместного сожительства, ведение общего 
хозяйства, взаимной материальной поддержки, 
совместного воспитания детей и др.
 
  Брак как основа семьи
 
Брак основа и ядро семьи. Создаваемая 
в браке семья сама укрепляет институт 
брака, наряду с нравами, регулирующими 
отношения собственности. Говоря об отношениях 
на уровне социальных общностей, можно 
отметить, что семья и семейные отношения 
рассматриваются как организм, способный 
существовать и функционировать даже, 
если его составляющие (члены) находятся 
на большом расстоянии друг от друга, способный 
подчиняться закону развития, то есть 
облик семьи претерпевает со временем 
изменения: семья может перестроиться, 
разделиться, дать начало другой. Существует 
множество различных форм брака.
Типы матримониальных 
норм:
  - Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) - правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания;
 
  - Экзогамия (от греч. exo - вне, gamos - брак) - правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.
 
Взаимосвязи между 
мужем и женой могут строиться по четырем 
различным принципам:
  - Моногамия – брак, в котором состоят один 
  муж и одна жена (парный брак);
 
  - Полигамия - брак, объединяющий трех или 
  большее число людей;
 
  - Полигиния – брак, в котором состоит один муж и две или большее число 
  жен;
 
  - Полиандрия - брак, в котором состоит два или более мужей и одна жена.
 
 
В современном обществе возникают 
и иные "неформальные" брачные союзы: 
так называемая шведская семья 
– сожительство двух пар, периодически 
меняющихся партнерами; гомосексуальная 
семья и семья лесбиянок 
(предпочтение представителей своего 
пола). Отношение в обществе к подобным 
экспериментам неоднозначно. Большинство 
людей полагают, что такие браки противоречат 
природе и нравственности и должны быть 
запрещены, другие считают их показателем 
свободы и толерантности (терпимости) 
современного общества. В одних странах 
(например, в Голландии) они разрешены 
законом и регистрируются наравне с обычными, 
в других члены подобных союзов подвергаются 
преследованию и даже подлежат тюремному 
заключению.
 
Исторические типы 
в зависимости от характера распределения 
семейных обязанностей и лидерства: 
1) традиционная 
семья (ее признаки: совместная жизнь по 
крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, 
их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая 
зависимость женщины от мужчины (мужчина 
– владелец собственности); четкое разделение 
семейных обязанностей (муж работает, 
жена рожает и воспитывает детей, старшие 
дети ухаживают за младшими и т.д.); глава 
семьи – мужчина); 
2) нетрадиционная (эксплуататорская) 
семья (ее отличия от традиционной семьи: 
женщины работают наравне с мужчинами 
(привлечение женщин к общественному труду 
произошло во время перехода от аграрного 
общества к индустриальному); работу на 
производстве женщина совмещает с домашними 
обязанностями (отсюда – эксплуататорский 
характер);