Благотворительные фонды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в решении проблемы.
Задачи исследования:
1 Раскрыть становление и развитие благотворительности в России.
2 Рассмотреть содержание деятельности благотворительных организаций и фондов.
3 Изучить опыт социальной работы детских благотворительных фондов и организаций в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 5
1 Социальный феномен благотворительности в России…………….. 9
1.1 История становления благотворительности в России…………… 9
1.2 Благотворительность в России в XIX-XX вв...…………………… 20
1.3 Благотворительные фонды и организации в современной
России........................................................................................................... 24
2 Взаимосвязь благотворительности и социальной работы………… 32
2.1 Место благотворительности в системе социальной защиты населения………………………………………………………………… 32
2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России ………………………………… 37
2.3 Структура и содержание детских благотворительных
организаций в России …………………………………………………… 42
Заключение……………………………………………………………... 58
Список использованных источников……………………………….… 60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности – с другой.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.

Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны:

- культура и искусство (разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, деятелей искусства, литературы, кино);

- наука (помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов);

- церковь (помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей);

- образование (учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса);

- охрана природы (финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды);

- спорт (помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок);

- поддержка средств массовой информации (выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ) [9].

Как видим, в случае если государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль именно благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

 

 

2.2 Нормативно-правовое  обеспечение благотворительной 

деятельности в современной России

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. Названный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций – благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. В законе четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций.

Основополагающим понятием закона является понятие благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью, согласно ст. 1 Закона понимается: «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [8].

Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, первая, например, может высказываться публично, в том числе через СМИ. Следует отметить, что именно второй признак позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» № 108 – ФЗ от 18.07.1995 г. «представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условия оказания таких услуг» [2].

Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, или иных обстоятельств не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки населения преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, посвящения, духовному развитию личности;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- охрана окружающей среды и защиты животных;

- охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения [23].

Установленный законом перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в данный закон. Так же можно сказать, что благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям.

Участниками благотворительной деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а так же граждане и юридические лица, участники благотворительность. В зависимости от формы, в которой осуществляется благотворительная деятельность, осуществляющие ее граждане подразделяются на благотворителей и добровольцев [20].

Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Согласно закону благотворительные организации могут быть созданы в следующих формах: общественная организация, фонд, учреждение. Федеральным законодательством о благотворительных организациях предусмотрена возможность других форм благотворительных организаций. Необходимо отметить, что при создании благотворительных организаций их учредителям надлежит также руководствоваться и иными базовыми законами Российской Федерации, регулирующими порядок создания и деятельность конкретных типов некоммерческих организаций. Например, когда благотворительная организация создается в форме объединения, необходимо исходить из требований Федерального закона «Об общественных объединениях», а если в форме фонда, то из требований Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

Так же следует отметить, что закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества. Учредителями благотворительных организаций могут быть как юридические, так и физические лица, так же органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Закон не устанавливает специальных процедур регистрации благотворительных организаций в отличие от других общественных объединений, как это было ранее. Порядок регистрации благотворительной организации очень просто, создается такая организация путем регистрации юридического лица (по месту жительства одного из учредителей).

Система органов управления благотворительной организацией определяется учредителем и закрепляется в уставе. Органы управления занимаются следующими делами:

- изменение устава благотворительной организации;

- образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

- утверждение благотворительных программ;

- утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

- принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда)». Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [6].

Важно отметить что ст. 12 Закона, говорит о том, что организация имеет возможность осуществления деятельности благотворительной организацией, направленной на привлечение ресурсов, так же сохраняя возможность на получение доходов от внереализационных операций. Закон так же подтверждает право благотворительной организации на осуществление предпринимательской деятельности. Такая деятельность может осуществляться только при достижении целей, ради которых организация создана.

Закон вводит понятие благотворительный грант, заменяя понятие иностранный грант, что говорит о том что теперь гранты (добровольные целевые пожертвования), могут предоставляться не только иностранными, но и российскими лицами.

Кроме того, Закон предусматривает новый источники формирования имущества – труд добровольцев.

Следует отметить, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а так же сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну [21].

По Закону контроль, за деятельностью благотворительной организации вправе осуществлять регистрирующий орган и налоговая инспекция. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению [16].

Такой ежегодный отчет предоставляется в регистрирующий орган в тот же строк что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благовторительных оранизаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах Налоговый кодекс Российской федерации.

В целом благотворительная деятельность в нашей стране жестко регламентируется действующим законодательством. Каждый из отдельных документов охватывает конкретную часть вопроса, налоговый кодекс отвечает за налоговые обязательства благотворительной деятельности, Гражданский кодекс за организацию и ликвидацию юридического лица. Так же предусматривается ответственность за правонарушения благотворителями и благотворительными организациями.

 

 

2.3 Структура и  содержание детских благотворительных

организаций в России

 

В современной России насчитывается большое количество благотворительных организаций и фондом большинство из которых являются частными, одними из такие являются следующие.

Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (г. Москва) учрежден 26.11.2006 г. актрисами России Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Благотворительный фонд является юридическим лицом. У фонда нет филиалов, отделений и представителей в регионах России, имеется партнерский фонд, зарегистрированный в Лондоне – Gift of Life.

Задачи благотворительного фонда «Подари жизнь»:

- сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;

- помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые;

- привлечение общественного внимания к проблемам больных детей;

- содействие развитию безвозмездного донорства крови;

- оказание социальной и психологической помощи больным детям;

- содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках.

Фондом «Подари жизнь» оказываются следующие формы благотворительной помощи:

Информация о работе Благотворительные фонды в России