Бюрократия. Плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления

Файлы: 1 файл

Бюрократия.docx

— 22.74 Кб (Скачать файл)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ БЮРОКРАТИИ

1.1. Понятие и  признаки бюрократии

Рассмотрим, что именно представляет собой понятие «бюрократия».

Бюрократия - от французского bureaucratиe, буквально - господство канцелярии или от bureau - бюро, канцелярия и греческого  - власть, то есть высшие чиновники, служащие средних звеньев государственного аппарата, чиновники. Специфические особенности работы органов власти (бюрократии) во многом объективные - разрастание и усложнение функций (отсюда и расширение кадров управления и контроля), владение техникой административной работы, владение информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и акты, переписываться с населением, отвечать на его запросы.

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован  французским экономистом Винсентом  де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

 

1.2. Основные концепции  теории бюрократии

Ограничение бюрократизма в  сфере государственной службы необходимо рассматривать в широком контексте  экономического политического и  духовного обновления российского  общества. Эти ограничения нельзя сводить лишь к критике бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям государственного аппарата.

Существование данных противоречий в государственной системе исследуют  рациональные, нигилистськи, «азиатская» и современная концепции бюрократии. Рассмотрим эти концепции.

Рациональные концепции  бюрократии. В начале XX ст. выдающийся немецкий социолог М. Вебер разработал концепцию бюрократии как основной организации современного типа, которая  пришла на смену организации традиционной и патримониальнои (патриархальных). Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархата, средневековой администрации, при которой обычной рядовой человеку без денег и связей добиться справедливости было практически невозможно. Возникновение бюрократической структуры, в соответствии с теорией М. Вебера, связано с проявлениями приватногосподарськои деятельности, с необходимостью существования посредника между производителями и средствами производства.

В идеале бюрократии присущи  ведение технических дел компетентными  и бесстрастно исполнителями  в соответствии с законом и  процедуры, упорядоченное делопроизводство, независимость от субъективных влияний. Словом, в условиях организации современного типа существует государство общеобязательному регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной бюрократии по М. Вебером.

Для того, чтобы рассмотреть концепции бюрократии М. Вебера, необходимо упомянуть о двух основных категориях его учения. Это идеальные типы и легитимное господство. Идеальные типы, по М. Веберу, это не есть реальность, подкрепленная эмпирической адекватностью, а теоретические конструкции, которые позволяют глубже понять ту или иную проблему. Легитимное господство М. Вебер делил на три группы.

1. Традиционное - этот тип господства основывается на священности традиции, устоявшихся норм и правил.

2. Харизматическое - основывается на необыденных качествах какой-либо личности.

3. Легальное, для которого закон является руководством к деятельности властвующих структур. И, исходя из своей типологии, Вебер моделирует свою концепцию патримониальный и рациональной бюрократии. Анализ бюрократии хорошо описан в его итоговой, но, к сожалению, не завершенной работе «Хозяйство и общество».

По М. Веберу, бюрократизация общества есть судьба и решить проблему бюрократии невозможно ни революционным, ни эволюционным путем. Как указывает М.В. Масловский, понятие «патримониальная бюрократия» в работах М. Вебера обозначает, по-видимому, не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные примеры управленческих структур, обладающих определенными рациональными аспектами, но действующих в условиях традиционного господства.

 

1.3. Формирование  бюрократии

Бюрократия может формироваться  несколькими способами:

1. Бюрократическая структура  вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил  как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.

2. Бюрократическая структура  возникает вокруг группы людей.  В этом случае она с самого  начала сознательно создается  для выполнения определенных  целей и задач. Например, при  образовании корпорации (акционерного  общества) владельцы капитала нанимают  профессиональных управляющих для  руководства фирмой. Именно таким  образом формируются государственные  и корпоративные бюрократические  системы.

 

 

ДОСТОИНСТВА И  НЕДОСТАТКИ БЮРОКРАТИИ

2.1. Достоинства  бюрократии

Первым, кто продемонстрировал  достоинства бюрократии как системы  управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под  ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого  в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о  бюрократии, а о бюрократизме, разведя  два этих понятия. Если первоначально  понятие «бюрократия» употребляли  только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной  организации, имеющей большой и  разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия»  и др.).

М.Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой исторического процесса.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая  эффективность: точность, быстрота, знания, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и  экономичность. 

2.2. Недостатки  бюрократии

Главный недостаток бюрократии, по Веберу - игнорирование специфики  конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой деятельности.

Существует опасность  вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей  деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической  организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы  людей. Обезличенность подхода  к клиентам помогает соблюдать  их равноправие, однако лишает  при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается  под единый для всех шаблон  и решается принятым ранее  образом. В результате происходит  дегуманизация и превращение  человека в стандартное «дело»  на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия  создается для решения определенных  проблем, это не означает, что  когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация,  бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший  опыт и большие возможности  для того, чтобы не допустить  свой роспуск. В результате  бюрократическая организация может  функционировать уже вне зависимости  от ранее поставленных перед  ней целей.

Широкое развитие бюрократической  власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Пример в РМ:

***

Как ранее сообщило одно из молдавских изданий, крупнейший инвестор в Бельцкой свободной экономической зоне  компания Draexlmaier, создавшая в Молдове 2 600 рабочих мест и планировавшая открыть еще 2 000 – отказалась от проекта по строительству завода в Бельцкой СЭЗ, объем которого равен 15 млн евро.

Компания объявила, что  переносит свой проект из Молдовы  в Румынию. Свое решение руководство  компании объясняет в значительной мере вымогательством по отношению  к инвестору со стороны налоговой  службы.

Данный пример полностью  противоречит обещаниям премьера Филата об обеспечении нынешней властью  самых привлекательных условий  для инвесторов.

Известно, что компания Draexlmaier планировала создать в Молдове порядка 11 тыс новых рабочих мест к 2014 году. Помимо этого компания обеспечивала развитие сопутствующих секторов, численность работников которых достигает 5 тыс единиц. В прошлом году только размер заработной платы, выплаченной компанией своим работникам равнялся 160 млн леев, в том числе 38 млн составили выплаты в бюджет.

***

"Мы работаем с иностранным  партнером несколько лет на  юге Молдовы - обрабатывая землю  с применением современных технологий. Сейчас мой партнер в течение  нескольких недель не может  получить продление вида на  жительство в Молдове. Ему не  могут дать нормальную консультацию, он не может попасть к чиновнику,  который бы решил проблему. И  это при том, что он владелец  компании, вложивший деньги в  молдавскую экономику. Любая справка  или документ становится проблемой  в маленькой Молдове, где все  друг друга знают", - сказал  он. 
 
По его словам, все это мешает развивать бизнес, загоняет иностранных инвесторов в тупик, из-за чего они не видят перспектив в экономике Молдовы". Мариан Баник, словацкий предприниматель, сообщил на форуме, что возглавляемая им компания представлена в Молдове уже шесть лет.


Информация о работе Бюрократия. Плюсы и минусы