Белла Роберт Нилли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:21, доклад

Описание работы

Белла Роберт Нилли (1927 – 2013). Американский социолог; профессор социологии и сравнительных исследований Калифорнийского ун-та (г. Беркли). Известен главным образом своими трудами в области социологии. В 60-е гг. занимался изучением восточных религий. В контексте веберовской парадигмы пытался выявить роль и значение этих религий в процессе модернизации, их специфику в современном обществе.

Файлы: 1 файл

Белла Роберт Нилли.docx

— 21.99 Кб (Скачать файл)

Белла Роберт Нилли (1927 – 2013). Американский социолог; профессор социологии и сравнительных исследований Калифорнийского ун-та (г. Беркли). Известен главным образом своими трудами в области социологии. В 60-е гг. занимался изучением восточных религий. В контексте веберовской парадигмы пытался выявить роль и значение этих религий в процессе модернизации, их специфику в современном обществе.

 

Белла – сторонник функционализма. Определив религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что не существует такой "совокупности символических форм", которая выполняла бы функции религии для всех людей.

 

Возможны разные способы классификации. Белла обращается в поисках измерения для классификации религиозных систем к эволюционному измерению. Он определяет эволюцию – на любом системном уровне – как процесс возрастающей дифференциации и всё большей сложности, который позволяет организму, социальной системе или какому-либо другому организованному целому совершенствовать способность приспособления к среде, в результате чего это целое (система) обретает наибольшую автономию в отношении к своей среде, нежели менее сложное предшествующее образование.

 

Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Определив религию как совокупность символических форм соотносящих человека с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что нет такой «совокупности символических форм», которая выполняла бы функции религии для всех людей.  

  1. ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ исчерпывается двумя символическими формами – ритуалом и мифом. Еще не существует религия одной организации. В ритуале «всегда» становится «сейчас» практически исчезает дистанция между человеком и мифическими существами. Ритуальная деятельность укрепляет солидарность сообщества и способствует приобщению молодежи нормам поведения племени (поддержание традиции. 3 подтипа: индивидуалистический, шаманистский и общинный). Эта форма религии не связана с участием в заданном ритуальном действии группы, не нуждается в услугах религиозных специалистов.

 

  1. АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ – появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений, жертвоприношений, часто с обожествляемой или первоосвященической царской властью. Верования начинают приобретать авторитетный характер.

 

  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. Важнейшие общие черты; а)идея единого Бога; б) универсальность; в) религиозное действие – это действие, необходимое для спасения; г) дифференциация религиозной организации от других форм соц. организации, большая или меньшая независимость от прочих структур прежде всего – политической.

 

  1. РАННЕСОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ протестантизм эпохи Реформации и др. похожие движения. Сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия, спасение надо искать не в бегстве от мира, а в мирской деятельности. Вера – прямая связь человека с Богом; «всеобщесвященства». Роль религии в обществе резко возрастает.

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ Начало просветительский деизм Кантовская «религия в пределах только разума. Характеризуется возрастающим индивидуализмом; носителем веры является личность, берущая на себя функцию контроля символических систем интерпретации догм; ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни. 

 

По мнению Беллы, религия в современном обществе все больше становится делом индивидуального выбора и предпочтения, в чем он видит главную причину процесса секуляризации. Он широко известен как автор концепции «гражданской религии», разработанной им в 60-е гг. «Гражданская религия» — это религия, объединяющая всех членов американского общества, независимо от их вероисповедания и конфессиональной принадлежности на основе институционализированных символов и ритуалов, в которых нашли выражение как публичные, так и частные взгляды. Это религиозное измерение американского образа жизни, проявляющееся в «системе верований, символов и ритуалов», в богоизбранности американской нации и «укреплении национальной солидарности», утверждении общенациональных ценностей.

 

"Опыт смерти, зла и страданий", – отмечает  Р. Белла, - приводит к постановке  глубоких вопросов о смысле  всего этого, на которые не  дают ответа повседневные категории  причины и следствия. Религиозные  символы предлагают осмысленный  контекст, в котором этот опыт  может быть объяснен благодаря  помещению его в более грандиозную  мировоззренческую структуру, и  представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением  самоотреченности. Однако религия, по мнению Р. Белла представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт – как познавательный, так и эмоциональный... Р. Белла отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия, включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. 

 

Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия". Сходное с этим определение религии дает и Р. Белла в своей известной работе "За пределами веры", отождествляя ее с "набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования". Смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.

 

Религия представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт, еще и в том смысле, что в ней не только описывается мир, как он есть, но и мир, каким он должен быть. Тем самым религиозные символы предписывают, какой должна быть жизнь "по истине". 

 

Религиозные символы сообщают значения и помогают формировать восприятия на относительно высоком уровне общения, выходящего за пределы конкретных контекстов опыта и соотносящих человека с конечными условиями его существования (Р. Белла). Религиозная система символов, наконец, способствует выработке общей концепции бытия, космологии, удовлетворяющую потребность человека в интеллектуально состоятельном объяснении мира. Люди хотят знать, почему этот мир существует таким, каким он существует, им нужна уверенность в том, что их жизнь имеет смысл. 

 

Она должна дать полное и окончательное, раз и навсегда значимое решение, которое не может быть поколеблено никем и никак: истина и справедливость, в конце концов, восторжествуют, страдание не случайно и жизнь имеет смысл. С помощью символов, в которых оно выражено, религиозное мировоззрение приобретает особую ауру, воспринимается как единственно оправданное, истинное и реалистичное. В религии происходит сакрализация ценностей, установок, норм поведения, которые становятся неколебимыми и безусловными. Религия способна обосновывать социально значимые ценности, наделяя их авторитетом помимо обычных способов верификации, опытного подтверждения так, что предлагаемые ею решения не могут быть опровергнуты никоим образом.

 

Основные труды:

 

  • За пределами веры: Очерки о религии в пост-традиционном мире (1970)
  • Нарушенный договор: Американская гражданская религия в период испытаний (1975)
  • Новое религиозное сознание (1976)
  • Варианты гражданской религии (1980)
  • Негражданская религия: межрелигиозная враждебность в Америке (1987)
  • Воображая Японию: японская традиция и её современная интерпретация (2003)
  • Религия в эволюции человека: от палеолита до осевой эпохи (2011)

Информация о работе Белла Роберт Нилли