Бедность – как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……………………………………………...49

Файлы: 1 файл

едеральное агентство по образованию.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Об уровне жизни  населения можно судить, оценив его  материальное положение, социально-экономические  аспекты развития общества за исследуемый  период. Для оценки материального  положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения  и их использования, финансовых аспектов.[6,стр.18]      

Денежные доходы населения  включают:

- выплаченную заработную  плату наемных работников (начисленную,  скорректированную на изменение  просроченной задолженности),

- доходы лиц, занятых  предпринимательской деятельностью,

- пенсии, пособия,  стипендии и другие социальные  трансферты,

- доходы от собственности  в виде процентов по вкладам,  ценным бумагам, дивидендов и  другие доходы, которые включают  объем скрытой заработной платы.[6,стр.19]      

Изменившиеся в 90-е  гг. экономические условия способствовали возникновению новых источников получения средств: имеются ввиду предпринимательские доходы и доходы от собственности. Уже в 1995 г.

предпринимательские доходы составляли в среднем более 15% всех денежных доходов. Получение  доходов от собственности в той  или иной форме (акции, облигации, аренда недвижимости) становится важным дополнительным фактором их дифференциации. Тем не менее, согласно статистическим данным, основой формирования доходов и  в настоящее время остается наемный  труд в общественном или частном  секторе производства, работа на собственных  фермах или мелких семейных предприятиях. [4,стр.7]      

Денежные доходы населения  России за 2006 г. составили 1417,8 млрд. рублей, и увеличились на 26,7% по сравнению  с соответствующим периодом 2005 года. [10,стр.2]     

Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и  взносов представляют собой располагаемые  денежные доходы населения. Реальные располагаемые  денежные доходы населения в июле 2006г. по сравнению с июлем 2005г. увеличились  на 11,2%.[10,стр.2]     

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей  суммы денежных доходов на численность  наличного населения. Причем величина среднедушевого денежного дохода зависит  от состава семьи, наличия в ней  иждивенцев. Среднедушевые денежные доходы населения в июле 2006г. составили 9868,7 рублей, что на 24,1% больше, чем  в соответствующем периоде 2005года.[10,стр.3]      

Реальное содержание денежных доходов населения –  определяется путем деления индексов соответствующих номинальных доходов (располагаемых денежных доходов, среднемесячной зарплаты, среднего размера пенсии) на индекс потребительских цен.     

Размер реальной средней  заработной платы (начисленной) в июле 2006г. составил по отношению к июлю 2005г. – 117%.     

Средний размер пенсии – включает, в соответствии с  законодательством РФ, компенсационную  выплату с учетом районного коэффициента. Средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсаций) в июле 2006г. составил 2730 руб. и возрос по сравнению  с июлем 2005г. на 17,4%. Реальный размер назначенных месячных пенсий в июле 2006г. составил по отношению к предыдущему  периоду 99,4%.     

Индекс потребительских  цен и тарифов на товары и платные  услуги населению характеризуется  изменением во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного  потребления. Измеряется отношением стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг в текущем периоде к  его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг  включены 412 товаров (услуг) – представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочного – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.[10,стр.4]      

В августе 2006г. потребительские  цены и тарифы на товары, и платные  услуги населению выросли на 0,2%:

на продовольственные  товары – снизились на 0,5%;

на непродовольственные  товары – выросли на 0,8%;

на платные услуги населению – выросли на 0,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по России в конце августа составила 1485,9 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом июля его  стоимость снизилась на 3,4% (с начала года выросла на 10,1%). Стоимость фиксированного набора потребительских товаров  и услуг для межрегиональных  сопоставлений покупательской способности  населения в среднем по России в конце июля 2006г. составила 5157,3 руб. в расчете на месяц. За месяц его  стоимость выросла на 0,8% (с начала года – 9,5%).

Прожиточный минимум  – стоимостная оценка потребительской  корзины (минимального набора продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности), а также  обязательные платежи и взносы.[10,стр.5-6]      

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам определяется   ежеквартально на основе потребительской корзины и данных Госкомстата РФ по уровню потребительских цен и данных об обязательных платежах и сборах. Сведения о сумме прожиточного минимума ежеквартально публикуются в печати. Уровень минимальной заработной платы, минимальной пенсии, стипендии должны максимально приближаться к уровню прожиточного минимума. Соотношения между этими параметрами на текущий финансовый год устанавливаются законом о бюджете.[6,стр.23]

Величина прожиточного минимума на душу по РФ в среднем  за 2 квартал 2006г. по основным социально-демографическим  группам составила:

Все население -  3457 руб.                         (по Республике Бурятия – 3463руб.)

Трудоспособное население - 3729 руб.    (по РБ – 3742 руб.)

Пенсионеры  - 2759 руб.                            (по РБ – 2655 руб.)

Дети - 3324 руб.[10]                                  (по РБ – 3296 руб.)[10]

Минимальный размер оплаты труда за 2006г. составил – 1100 рублей (2005г. – 800 рублей).[10,стр.7]

Численность населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в среднем на душу населения) в 2005г. по РФ – 26,3 млн. человек,[10,стр.6] по Республике Бурятия (в январе-сентябре по предварительным расчетам) составила  – 353 тыс. человек или 36,5% ко всей численности  населения республики.[4,стр.8]     

Потребительская корзина  – определяется в соответствии с  ФЗ № 134-ФЗ от 24 октября 1997г. «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». До 1 января 2005г. действовала потребительская  корзина, установленная ФЗ № 201-ФЗ от 20 ноября 1999г. «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации». В связи с истечением срока  действия данного Федерального закона принят новый Федеральный закон  № 44-ФЗ от 31 марта 2006г. «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации».[3,стр.22] Потребительская  корзина включает минимальный набор  товаров и услуг, в расчете  на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения – трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Минимальный потребительский  бюджет – расчетная величина, характеризующая  стоимостную оценку минимальных  благ и услуг потребительского бюджета  более высокого уровня по сравнению  с прожиточным минимумом, обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей  силы для работающих и жизнедеятельности  для нетрудоспособных. Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ. Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле:

МПБбаз. = ПП+НТ+У+С+ОП;  где ПП – стоимость продуктов питания, НТ – стоимость непродовольственных товаров, У – стоимость услуг, С- величина сбережений, ОП – величина обязательных платежей и сборов.[12,стр.]

Денежные расходы  населения в июле 2006г. – 1333,7 млрд. руб. и увеличились на 22,5%. Превышение денежных доходов населения над  расходами составило 84,1 млрд. рублей.  [10,стр.8-10]      

В основе официально принятого в России метода измерения  бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные  потребности (нужды) и круг товаров  и услуг, удовлетворяющих эти  потребности (состав минимальной потребительской  корзины).     

В результате перехода к новому порядку определения  прожиточного минимума, установившему  более высокие минимальные объемы потребления, обеспечивающие сохранение здоровья и жизнедеятельности человека его величина превысила размер аналогичного показателя, рассчитанного по ранее  действовавшей методике на 15%. При  этом для пенсионеров он возрос примерно на 25%, детей – на 20%, трудоспособного  населения – примерно на 12%.      

В результате принятие новой методики расчета прожиточного минимума привело к повышению  черты бедности и к соответствующему изменению показателей бедности в сторону их увеличения. Численность бедного населения в 1 кв. 2000г. увеличилась сразу на 11,1млн. человек – с 48,8 млн. чел. до 59,9 млн. чел. или 41,2% от общей численности населения. [11,стр.72-74]

1.3 ФЗ «О государственной  социальной помощи»     

Впервые термин «социальное  обеспечение» появился в «Акте о  социальном обеспечении» в США в 1935г. и в «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938г.     

В определении социального  обеспечения, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».[3,стр.3]      

П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни».     

Можно сказать, что  определения даваемые учеными понятию  социального обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального обеспечения  они видят в обеспечении права  на достойное существование через  обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в  данное понятие социальную и экономическую  функции государства.    

Юристы и правоведы  считают, что цель социального обеспечения  заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического  лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение  доходов.     

Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения  следующим образом: Социальное обеспечение  в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни  общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.     

Международная Ассоциация Социального Обеспечения классифицирует различные формы системы

социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Можно считать, что  основой системы социального  обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального  страхования обычно составляют следующие  элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.

Особенностью социальной помощи является то, что для получения  пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования.      

Таким образом, все  условия связанные с жизнью населения  как-то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального  сервиса.     

Самой важной функцией системы социального обеспечения  является, безусловно, обеспечение  приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется  возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке  оказывается поддержка социальным обслуживанием.     

Второй важнейшей  функцией можно назвать функцию  перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение  доходов". Еще одним структурным  направлением, которое выполняет  функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.      

Информация о работе Бедность – как социальная проблема