Б. Малиновский и его творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Бронислав Каспер Малиновский родился в 1884 году в Кракове (Польша). Его отец был профессором-лингвистом, мать из польской семьи землевладельцев. Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Красковский университет, где изучал физику и математику. Получив в 1908 году докторскую степень по физике и математике, Б.Малиновский два года занимался физической химией в Лейпциге, но затем отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3

Историческая справка……………………………………....4

Научная деятельность……………………………………...5-6

Функционализм Б.Малиновского - метод изучения
культур, зарождение функционализма…………………..7-10

Б.Малиновский и его «Научная теория культуры»……11-13

Достижения и заблуждения Б.Малиновского в отношениях культуры и потребностей…………………….……….....14-16

Заключение……………………………………………….17-18

Список литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

Д-11780МР Русалева НЮ Междуреченск Социальная антропология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«Томский политехнический университет»

 

 

Институт дистанционного образования

Кафедра философии

Специальность 080505 «Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине «Социальная антропология»

 

Тема: «Б. Малиновский и его творчество»

 

вариант 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.Д-11780МР

Русалева Надежда

Юрьевна

 

Проверил:

 

преподаватель

 

 

 

Томск 2010

 

П Л А Н

 

 

  1. Введение……………………………………………………..3

 

  1. Историческая справка……………………………………....4

 

  1. Научная деятельность……………………………………...5-6

 

  1. Функционализм Б.Малиновского - метод изучения

культур, зарождение функционализма…………………..7-10

 

  1. Б.Малиновский и его «Научная теория культуры»……11-13

 

  1. Достижения и заблуждения Б.Малиновского в отношениях культуры и потребностей…………………….……….....14-16

 

  1. Заключение……………………………………………….17-18

 

  1. Список литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Никто из авторов нашего времени  не сделал больше Бронислава Малиновского для сведения реальности человеческой жизни и абстракций науки.

Его работы стали почти  незаменимым связующим звеном между  нашими представлениями о далеких, экзотических народах, какими мы считаем  наших соседей и братьев, и  концептуальным и теоретическим знанием о человечестве.

Талант Малиновского двоякий – это и дар, которым  обычно наделены художники и способность  ученого увидеть, и выразить общее  в частном. Читатели работ Малиновского знакомятся с рядом теоретических подходов к религии, магии, науке, обрядам и мифам, получая и вместе с тем живые впечатления о тробрианцах, чью жизнь Малиновский так очаровательно изобразил.

«Я хочу пригласить моих читателей, - пишет Малиновский, - выйти  из душного кабинета теоретика на открытый воздух антропологического поля…»1.

Цель данной работы, узнать кем был Малиновский, что он изучал. Чего в жизни добился Малиновский. Задача, изучить научную деятельность Малиновского и его работы. Узнать кто или что было объектом его  исследований. Что именно исследовал Малиновский. Предметом работы является функционализм Малиновского и метод изучения культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

1. Bronislav Malinovski. Magic, Science and religion and other essays with introduction by Robert Redfield, 1954. Anchor Books Edition.

 

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Бронислав Каспер Малиновский  родился в 1884 году в Кракове (Польша). Его отец был профессором-лингвистом, мать из польской семьи землевладельцев. Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Красковский университет, где изучал физику и математику. Получив в 1908 году докторскую степень по физике и математике, Б.Малиновский два года занимался физической химией в Лейпциге, но затем отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.

С 1910 по 1914 года он изучал антропологию и этнографию в Лондонской школе экономии, общаясь во время  учебы с Дж.Фрэзером, Ч.Зелигманом, Э.Вестерл арком и другими виднейшими специалистами в избранной им области.

С началом Первой мировой  войны уехал в британскую колониальную территорию Папуа, где выполнил полевые  исследования сначала на Майлу (1914), а затем на островах Тробриан (1915-1918). Там он встретил Рэдклифф-Брауна, который  дал ему советы по полевой работе. В отличие от других исследователей первобытных племен, Малиновский жил среди туземцев и лично узнавал их быт. Именно его теория включенного наблюдения, является теперь ключевой в методологии анторопологии2.

Возвратившись в Европу, Б.Малиновский стал преподавать социальную антропологию в Лондонском университете и получил там в 1927 году звание профессора. В 1938 году он уехал в Америку для преподавания в Йельском университете и проведения полевых исследований в Мексике.

Поворот в его научной  деятельности произошел в результате знакомства с «Золотой ветвью» Дж.Фрезера. В 1913 году была опубликована первая статья Малиновского «Семья у австралийских туземцев».

Умер Б.Малиновский 16 мая 1942 году от сердечного приступа, во время подготовки к полевым исследованиям в Оахака, Мексика. Он был похоронен на кладбище Эвергрин в Нью-Хейвене (США).

_______________

2. В.И. Овчеренко. Бронислав Малиновский  (биография)

 

3. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Бронислав Малиновский  считается виднейшим этнографом современности. Одним из важнейших, было замечание о полевых исследованиях. Он заявлял, что цель этнографа – «понять мировоззрение аборигена, его отношение к жизни, изучить его взгляды на мир»3.

В основе его учения была культура, как целое и органичное в обществе, имеющее четкую функцию (отсюда и название школы – функциональная школа). «Пережитков» (введенных Э.Тайлором) нет, все обычаи имеют важное значение и в настоящем. Все социумы стойки – племя, это первый порядок, все народы Африки – второй, колонии – третий.

Важна и социальная ответственность, тут Б.Малиновский выделял главную задачу этнографа: «Этнография, наука о человеке и его культуре, большей частью избегал жизненных проблем: она пыталась укрыться за китайской стеной антикварных интересов. Во всех гуманистических изысканиях имеется сильное стремление заниматься мертвыми остатками вместо того, чтобы иметь дело с действительностью, поддерживать чисто академический интерес к теориям и воздерживаться от проверки доктрин на трудном пути практической деятельности. Этнограф прошлого чувствовал себя спокойно, плетя гипотезы о том, что случилось, когда человек старался развиваться от питекантропа эректуса или кого бы там ни было: пытаясь изобрести «происхождения» и «развития», антрополог сам изготовлял из своего внутреннего сознания различные «истории» и «диффузии». И многие этнографы современности заняты изучением влияния египетской культуры на Центральную Африку, спорят о том, возникли ли все цивилизации в Месопотамии, Атлантиде или на Памире»4.

Издания изданные посмертно:

- The Scientific Theory of culture (1944);

- The Dynamics of culture change (1945);

- Magic, Science, and Religion (1948);

 

_______________

3. Argonauts of the Western Pacific, Dutton 1961 edition, стр. 25.

4. Б.К. Малиновский. Оновы этнографии. Варшава, 1946. С.87. Печ.по: Итс.Р.Ф. Введение в этнографию. стр.140.

 

- A Diari In the Strict Sense of the Term (1967).

Издания на русском языке:

- Б.Малиновский, Научная  теория культуры – Scientific Theory of Culture / Пер. И.В. Утехин. – 2-е изд. испр.. – М.: ОГИ, 2005.;

- Б.Малиновский. Аргонавты  западной части Тихого океана  – Argonauts of the Western Pacific / Пер. с англ. В.Н. Поруса. – М.: РОССПЭН, 2004.;

- Б.Малиновский. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И.Ж. Кожановская и др.. – М.: РОССПЭН, 2004.;

- Б.Малиновский. Магия. Наука. Религия - Magic, Science, and Religion / Пер. с англ.. – М.: Рефл-бук, 1998.

Но все таки наибольший интерес представляют следующие работы Б.Малиновского:

- «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922),

- «Магия коралловых садов» (1935),

- «Основы веры и морали» (1936),

- «Научная теория культуры и другие очерки» (1944),

- «Магия, наука и религия и другие очерки» (1948),

- «Секс, культура и миф» (1962)5.

 

Вывод: Судя по работам Б.Малиновского можно сказать, что он действительно был виднейшим этнографом. Он был человек дела, а не слова. Он изучал жизнь туземцев, живя с ними рядом, а потом написал об этом в книгах. Ведь не каждый смог это сделать. Из его книг узнавали и узнают много интересного о жизни туземцев: бытие, обряды, магия, религия и т.д. и не даром некоторые книги выпущены посмертно и представляют большой интерес для дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

________________

 

5. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология./Пер.с англ.,нем.,фр. Сост. И общ.ред. А.Н.Красникова.-М.: Канон+, 1998.-(История философии в памятниках). стр.359.

 

4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ Б.МАЛИНОВСКОГО - МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУР, ЗАРОЖДЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛИЗМА

 

Первый тезис функционализма Малиновского таков – культуру необходимо анализировать не с точки зрения ее черт, а с точки зрения ее институтов

Основные положения  теории культуры Малиновского сложились  под сильным влиянием положения  Г.Спенсера об обществе как о биологическом  организме особого рода. Теория потребностей и есть основа концепции культуры Малиновского.

Само понятие «культура» Малиновский определял не всегда однозначно. Удовлетворяя свои биологические  потребности, человек добывает себе пищу, строит себе жилище и т.д. Тем  самым он преобразует окружающую среду и создает возле себя окружение, которое и есть культура. Институт как первичная организационная единица – это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Такова общая картина структуры по Б.Малиновскому.

Но все же определяющим, создающим характерное лицо культурологической концепции Б.Малиновского было последовательное поведение при исследованиях культур принципа универсального функционализма. «… в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого», так Малиновский формулировал исходный принцип функционального подхода.

Исходя из своей функционалистской концепции, Б.Малиновский весьма критически оценивал предшествующие направления в исследовании культур. Особенно резко он критиковал метод пережитков Э.Тайлора. по его мнению, такой подход наносил вред наукам о культуре, так как то или иное явление вместо поиска его смысла и функций объявляли пережитком или невежественным обычаем. Под огнем критики оказался и диффузионизм, так как его сторонники понимали культуру не как живое органическое целое, а лишь как совокупность мертвых вещей. Основным недостатком учений своих предшественников Б.Малиновский считал изолированное изучение отдельных черт культур как независимых друг от друга сущностей.

Долгое время Малиновский  придерживался точки зрения максимального  сохранения архаичности культур, их традиционного образа жизни. Боле сложным  для Малиновского оказалось будущее развитие «примитивных» культур в случае их тесного взаимодействия с индивидуальной цивилизацией. Выход из таких ситуаций Малиновский конечно же видел в помощи со стороны развитых стран в процессе адаптации к технологической цивилизации.

Теоретическая ориентация Малиновского, его психобиологический функционализм, одновременно охватывают центральные  постулаты психоанализа и предвосхищают  важнейшие акценты школы Культура и Личность: биологическая и психологическая  необходимость является отправной точкой в исследовании отношения индивида к культуре. Главной функцией любой культуры является исполнение психологических и биологических потребностей личности. Для Малиновского ребенок есть родитель взрослого как носителя культуры.

Вот как сам Малиновский формулировал «аксиомы функционализма»:

А. Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью  которого человек может лучше  справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед  ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей.

Б. Культура является системой объектов, действий и установок, в которой  все составляющие ее части являются средствами для некой цели.

В. Культура является целостностью, в  которой все ее элементы независимы.

С. Все эти объекты, виды деятельности и установки организованы, для решения жизненно важных задач, в форме институций, таких как семья, клан, община, племя: Эта организованная структура создает почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности.

Д. с динамической точки зрения, то есть рассматриваемая как род  деятельности, культура может анализироваться  в различных аспектах, таких как  образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности.

Информация о работе Б. Малиновский и его творчество