Аттестация персонала: социально-психологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить уровень их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой ими должности, а также решить вопрос о присвоении им квалификационного разряда. Таким образом, она призвана выявить результаты деятельности, деловые и личностные качества сотрудника, стимулировать их творческий рост и активность, повысить квалификацию, обеспечить возможность продвижения по служебной лестнице.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА …………….
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АТТЕСТАЦИИ…
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….

Файлы: 1 файл

социология управления...doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ТЕОРИИ ПРАВА

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология управления»

ТЕМА «Аттестация персонала: социально-психологические проблемы»

 

                                                                     студента 2- курса

                                                                    специальности (направление)

                                                                     «Государственное и муниципальное

                                                                     Управление»

                                                                     заочная форма обучения,

        группа ЗГ-21

                                                                     Ашымова Алия Рысбековна

                                                                     Проверил:

                                                                     ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2015

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                      _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ……………

АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА …………….

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АТТЕСТАЦИИ…

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, практически неограниченной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах управления.

Новые службы управления персонала должны выполнять задачи по реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами организации. Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить уровень их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой ими должности, а также решить вопрос о присвоении им квалификационного разряда. Таким образом, она призвана выявить результаты деятельности, деловые и личностные качества сотрудника, стимулировать их творческий рост и активность, повысить квалификацию, обеспечить возможность продвижения по служебной лестнице.

Аттестация и рационализация персонала государственных учреждений представляет собой важный организационно-экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание их организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда в учреждении, в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами.1

Важным аспектом аттестации является строгое соблюдение научного подхода к его проведению. Это предполагает, что в учреждениях разрабатывают систему аттестации, опираясь на литературные источники, имеющиеся методические документы, законодательные акты и т.д.

Анализ литературных источников, проведенный в данной работе, показал, что впервые проблемой управления персоналом организации заинтересовались в начале ХХ века. Среди тех, кто закладывал фундамент в разработку проблем научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством, выделяются имена Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля и др. Их идеи составили основное содержание начального этапа становления научного управления, в том числе управления персоналом организации. В России проблему управления персоналом стали рассматривать, как самостоятельную дисциплину, только в конце 80-х годов ХХ века.В настоящее время разработкой данной проблемы занимается ряд ученых, среди которых можно назвать такие имена, как: М.В. Грачев, О.Н. Громова, И.Н. Герчикова, А.А, Лобанов, А.Я. Кибанов, Г.В. Слуцкий, Э.Е. Старобинский, Г. Щекин и др.

Целью работы является исследование приемов и методов кадровой политики на примере конкретного предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию……... При проведении исследования настоящей темы использовались методы дедукции, сравнительного и экономического анализа, диалектический метод познания, ряд других методов и системный подход.

 

АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

До перестройки системы народного хозяйства, само понятие «управления персоналом» в Российской управленческой практике отсутствовало. Хотя, система управления каждой организацией имела функциональную подсистему управления кадрами. Однако, большую часть работ выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организациях были и остаются в настоящее время отделы кадров, на которые возложены функции по приему и увольнению персонала. Отделы кадров, по-прежнему, не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центрами кадровой работы, тогда как потребность в этом сформировалась.

С учетом современных условий жизнедеятельности в функции управления персоналом должны входить не только прием и увольнение работников, но и организация обучения; аттестации кадров; повышение квалификации и переподготовки кадров; решение социальных проблем и т.п.

           Известно, что основная задача аттестации персонала – это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Однако такая оценка проводится не ради самой оценки. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении, перемещении или обучении сотрудников.2

Иными словами, основной целью аттестации, так же как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы. Основная цель линейного руководителя по сути та же – реализация стратегии фирмы на порученном ему участке бизнес-процесса. Руководитель может использовать аттестацию, чтобы повлиять на сотрудников и это может само по себе повысить эффективность работы его подразделения, даже учитывая, что руководитель субъективен. Но аттестация также должна служить основанием для принятия кадровых решений о направлении на обучение, зачислении в кадровый резерв, изменении оплаты труда и т.п. Для этого результаты оценки сотрудника и рекомендации, подготовленные на их основе, должны быть объективны.

Таким образом, позитивное влияние субъективности руководителя на эффективность управления коллективом и негативное влияние на результаты оценки сотрудников – составляют проблему при аттестации.

Традиционно влияние субъективности непосредственного руководителя на результаты аттестации персонала предотвращается следующими способами: используется перекрестная оценка сотрудника – один сотрудник оценивается несколькими экспертами и несколькими методиками; игнорируются крайние оценки – самая низкая и самая высокая, чтобы избежать специального «заваливания» или «подтягивания» сотрудника кем-то из аттестационной комиссии; используется дифференциация оценок – оценка сотрудника осуществляется по трем направлениям: личностно-деловые качества, требуемые знания и умения, результаты труда. По каждому направлению оценку дает соответствующий специалист или группа специалистов. Аттестация персонала может быть нацелена на:3

1. Принятие решений, связанных  с изменением компенсационного  пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников;

2. Принятие решений, связанных  с развитием организации (приведение  в соответствие человеческих  ресурсов с планами организации);

3. Принятие решений, связанных  с оценкой текущей деятельности  всей организации и выявлением  рабочих проблем.

1. Собственно цель и  ее конкретизация. Чем четче определены цели, тем легче построить процедуру. Если цель невозможно описать, последующая деятельность становится бессмысленной.

2. Как будут применяться  результаты. Для начала целесообразно  охарактеризовать кратко ситуацию в организации (например, планируется реструктуризация компании и расширение бизнеса, внедрение новых условий работы). Данную информацию мы будем использовать для планирования человеческих ресурсов.

3. Как результаты будут обобщаться и анализироваться. Аттестация, как и любой сбор информации, предполагает дальнейшую её обработку. Если этот фактор не учтен, процедура работы с информацией может оказаться чрезмерно затянутой и дорогостоящей.4

          Философия управления персоналом. Философия управления персоналом - это осмысление управления людьми в организации с позиций философского пошлинного аппарата происхождения (генезиса), сущности, принципов, целей, связи с другими науками и в соответствии с ними представление процесса управления с логической, психологической, сопи о логической, этической и других точек зрения. Философия управления персоналом - это часть философии организации, ее основа - совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, подчиненная глобальной цели организации и воспринимаемая всеми ее работниками.

         Сущность философии управления  персоналом состоит в том, что  должно улучшаться качество трудовой  жизни, т.е. работники, трудясь в организации, должны иметь возможность удовлетворить свои личные потребности, созданы условия для справедливых, доверительных, равноправных и открытых взаимоотношений, каждый занятый может полностью использовать свои навыки, активно участвовать в принятии важных производственных решений; трудовые заслуги работников сопровождаются адекватными и справедливыми компенсациями; обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Такими позициями администрация завоевывает преданность персонала организации, и затраты на создание таких условий, согласно практике, окупаются.Практика показывает, что философия управления персоналом в организации имеет национальные особенности.

            Впервые стратегические подходы  к управлению разработаны одной  из самых крупных американских консультационных фирм Мак-Кинзи и внедрены, начиная с 1972г. в «Дженерал электрик» «IBM», «Тексас инструментc» и других корпорациях. Ученые считают, что необходимость введения нового термина и, соответственно, нового содержания менеджмента была обусловлена задачей «отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства», что, согласно практике, позволило своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами.

 

 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АТТЕСТАЦИИ

            Методы аттестации, при которых  сотрудников оценивает непосредственный  руководитель, являются традиционными  для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В то же время этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции.

           Традиционные методы: сфокусированы  на отдельном работники, оценивая  его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего  стратегически важный проект, может  получить высшую аттестационную оценку; основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении «царя и бога» по отношению к подчиненному – он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого – коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков; ориентированы на прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

Наиболее старым и самым распространенным методом аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале.5

              Данный метод отличается простотой, малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни  специальной подготовки, ни значительных  затрат времени или других  ресурсов. Использование данного  метода также обеспечивает единообразие  аттестации всех сотрудников.

               Однако данный метод обладает  рядом серьезных недостатков: аттестацию  проводит один человек – руководитель, что предполагает высокую степень  субъективности и односторонности  оценки. Хотя он должен принимать  во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться  личные взаимоотношения с подчиненным;

Информация о работе Аттестация персонала: социально-психологические проблемы