Арт-терапия. Терапевтические возможности музыкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способ воздействия на человеческую душу и его физиологию. Объект исследования – влияние искусства.
Предмет – терапевтические возможности искусства.
Цель – изучение терапии искусством.
Задачи: -определить терапевтические возможности искусства;
-изучить историю использовать искусство как терапии;
-проанализировать терапевтические возможности музыкального искусства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и
творческим самовыражением
1.1 История возникновения арттерапии……………………………………....6
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии …………………………….……6
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.…………………10
ГЛАВА 2 Терапевтические возможности музыкального искусства
2.1. История музыкотерапии……………………………………………………12.
2.2 Сущность музыкотерапии……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 63.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и 

творческим самовыражением

1.1 История возникновения  арттерапии……………………………………....6

1.2 Цели, подходы  и принципы арттерапии …………………………….……6

1.3 Сравнительный  анализ методик и техник арттерапии.…………………10

ГЛАВА 2 Терапевтические возможности музыкального искусства

2.1. История музыкотерапии……………………………………………………12.

2.2 Сущность музыкотерапии……………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………………17

Список использованных источников…………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Искусство лечит. Лечение искусством называется арт-терапией (от греч. “арт” — искусство).

   За красивым словом «АРТ-ТЕРАПИЯ» скрывается гораздо больше серьезных вещей, нежели, принято думать. Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более информированная часть населения осведомлена о различных художественных тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень информированности об этом направлении психротерапии, увы, пока еще оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств, позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался ранее, особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас АРТ-ТЕРАПИЯ приобретает всё больший вес.

   Огромный контингент  врачей начинает осознавать роль  и масштабы природных сил, заложенных  в человеке. Потому Арт-терапия  занимает в комплексе средств,  направленных на восстановление  здоровья человека место, достойное  её значимости. 
   Актуальность изучения и исследования Арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране стало временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей.

  Техника Арт-терапии помогла многим людям в тяжелые периоды их жизни. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.

   Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

  Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

   В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку, арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. 

   Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

  • неврозы
  • повышенная тревожность, страхи
  • низкая самооценка
  • трудности взаимоотношений с окружающими
  • депрессии
  • стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)

  Таким образом, достигаются цели:

- выражение эмоций и  чувств, связанных с переживаниями  своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых  форм взаимодействия с миром;

- подтверждение своей  индивидуальности, неповторимости  и значимости;

- повышение адаптивности  в постоянно меняющемся мире (гибкости).

  Различают два основных типа арт-терапии: пассивная (когда для лечения используется уже существующее произведение искусства и пациент его анализирует и интерпретирует) и активная (когда творит сам пациент – в этом случае как основной лечебный фактор рассматривается сам акт творчества). Зачастую оба типа арт-терапии применяют в комплексе.

  В данной работе будет рассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способ воздействия на человеческую душу и его физиологию.

  Объект исследования – влияние искусства.

  Предмет – терапевтические возможности искусства.

  Цель – изучение терапии искусством.

  Задачи: -определить терапевтические возможности искусства;

-изучить историю использовать  искусство как терапии; 

-проанализировать терапевтические возможности музыкального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и творческим самовыражением

1.1 История возникновения  арттерапии

   Арт-терапия имеет древнее происхождение. Согласно Биниек, искусство и терапия имеют общие корни. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.

   Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком.

   Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

   Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

   Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени.        Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

   В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

- психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития  разных видов игровой активности;

- психология измененных  состояний сознания, трактующая  арт-терапевтическую активность  в состоянии творческого вдохновения  как прогрессивный адаптационный  механизм, один из множества компонентов  целостной реакции организма,  направленной на достижение динамического  равновесия;

- современные представления  общей теории систем, касающиеся  психической деятельности, в частности,  концепция множественности ответов  психики на состояния стресса,  болезни и духовного кризиса. 

- трансперсональная методология,  рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.

Арт-терапия в настоящее время используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии.

 

1.2 Цели, подходы  и принципы арт-терапии.

 

   Привлекательность метода арт-терапии состоит в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

- выражение эмоций и  чувств, связанных с переживаниями  своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых  форм взаимодействия с миром;

- подтверждение своей  индивидуальности, неповторимости  и значимости;

- и, как следствие трех  предыдущих, - повышение адаптивности  в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

Информация о работе Арт-терапия. Терапевтические возможности музыкотерапии