Анализ туристских услуг на примере Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Файлы: 1 файл

актуальность темы.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

- предложена система количественно-качественных  показателей регионального рынка  туристских услуг, имеющих приоритетное значение для характеристики его социально-экономического потенциала и эффективности функционирования, являющаяся составным элементом информационно-аналитической подсистемы управления процессом предоставления туристских •услуг, а также маркетинговой подсистемы, характеризующая уровень развития регионального туристского рынка как в целом, так и по основным подсистемам; методика оценки эффективности развития регионального рынка туристских услуг на основе системы показателей, позволяющая^ проводить мониторинг и анализ существующих тенденций развития туризма в регионе, а также осуществлять стратегический и текущий контроль за развитием регионального рынка туристских услуг;

- предложены рекомендации  по развитию подсистемы маркетинга, направленной на развитие регионального  рынка туристских услуг и включающей инструменты, виртуального маркетинга, в рамках которой реализована* экономико-математическая модель поведения участников регионального рынка туристских услуг.

Научная новизна диссертационного исследования:

- конкретизированы дефиниции  категорий «рынок», «туризм», «туристские услуги» с учетом сравнительной оценки точек зрения отечественных и зарубежных ученых, а также специфики объекта исследования, позволяющие сформулировать понятие «региональный рынок туристских услуг»;

- разработан в целях  совершенствования механизма формирования  регионального рынка туристских  услуг методический инструментарий, учитывающий особенности регионального развития и туристский потенциал дести-наций, а именно: а) модель формирования регионального рынка туристских услуг, состоящая из подсистем, направленная на развитие региона по основным направлениям, позволяющая определить эффективность использования туристского потенциала региона, механизм развития и регулирования регионального рынка туристских услуг, а также трехуровневая модель управления рынком туристских услуг с учетом особенностей федерального, регионального уровней, а также уровня туристской организации, социально-экономического развития, нормативно-правовой базы, туристкой отрасли^ на основе терминологии системного анализа; б) система количественно-качественных показателей; регионального рынка туристских услуг, являющаяся; составным: элементом информационной и маркетинговой^ подсистем регионального рынка туристских услуг, характеризующая эффективность развития; туризма в; регионе; методика оценки эффективности развитиярегионального рынкатуристскихуслуг^на основе системы показателей, позволяющая проводить мониторинг и анализ существующих тенденций развития региональных туристских подсистем; в) экономико-математическая модель поведения участников? регионального рынка туристских услуг, инструменты виртуального маркетинга в рамках развития подсистемы маркетинга.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования  выводов и рекомендаций региональными  властями в направлении развития рынка туристских услуг, а разработанный  в диссертации методический инструментарий может быть использован для исследования туристского потенциала в регионах. Предложенные в работе подходы и  методы могут быть использованы руководителями региональных туристских ведомств и  центров при формировании стратегий  развития и принятии управленческих решений, при проведении маркетинговых исследований, при создании информационной базы данных туристского потенциала региона, при проведении мониторинга, а также для оценки эффективности формирования и развития регионального рынка туристских услуг.

Положения и выводы, получившие развитие в диссертации, используются при разработке и чтении курсов «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Проектирование процесса оказания услуг», «Системный анализ в сервисе» и ряда других дисциплин, ориентированных на углубленную подготовку специалистов в области экономики, управления и туризма.

Соответствие темы диссертации  Паспорту научной специальности.

Проведенное исследование, выводы и  предложения диссертации соответствуют  области исследования п. 3.12. «Региональные  особенности социально-экономического развития» специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством, в т. ч.: региональная экономика».

Апробация и реализация результатов  исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования докладывались и были опубликованы в материалах международных, всероссийский и региональных научно-практических конференциях, в том числе: «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (г. Москва, 2004), «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г. о. Тольятти, 2007), «Наука и творчество: Взгляд молодых профессионалов» (г. о. Тольятти, 2010).

Внедрение. Внедрение результатов  диссертации документируется соответствующе оформленными актами и внедренческими справками, подписанными руководителями: ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», Департамента потребительского рынка и предпринимательства: сектор туризма, Туристского информационного центра г. о. Тольятти.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9 работах автора общим объемом 11,05 п. л., в том числе авторских 9,3 п. л. (из них 5 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, общим объемом 3,1 п. л., 1 монография общим объемом 6,75 п. л., в том числе авторских 5 п. л.).

Структура диссертации отражает логику изложения ее проблематики. Диссертационная работа состоит  из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, 169 наименований библиографического списка и 9 приложений. Общий объем  работы составил 159 страниц машинописного  текста, включая 25 рисунков и схем, 19 таблиц.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)", Фрольченко, Светлана Сергеевна

5. Результаты работы реализованы  на базе региональных органов  самоуправления в области туризма, что подтверждено справкой о внедрении, а также используются при преподавании дисциплин экономического и управленческого циклов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие и совершенствование  туризма, формирование современной  системы управления; определение  роли индустрии туризма в социально-экономической системе страны, субъекта РФ, является актуальной темой исследования, особенно в условиях рыночной экономики.

В современных экономических  условиях, усиливающейся конкуренции, изменении отраслевой структуры в регионах в направлении увеличения*предприятий индустрии туризма; необходимо разработать новые методологические подходы развития туризма.

Особое внимание следует  уделить вопросам совершенствования  системы управления туризмом на уровне региона, выявить объекты туристского интереса и определить наиболее эффективные формы развития туризма с учетом спроса и предложения на рынке туристских услуг.

Туризм как сфера хозяйственной деятельности имеет огромное значение' и ряд характерных особенностей. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Туризм становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных" средств, способствует сохранению народных промыслов и национальной куль- -туры регионов и стран.

Специалисты констатируют, что  необходимыми условиями успешного  развития туризма в России, являются формирование качественного туристского  продукта, наличие конкретной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, эффективные методы реализации рекламно-информационной политики, создание единой системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

В ходе исследования получен ряд  фундаментальных и прикладных результатов  в области формирования и развития регионального туристского рынка. Их использование, как в совокупности, так и в отдельности, позволяет  создать условия для повышения  эффективности и устойчивого  развития регионов, а также туристских организаций. Основными результатами работы, по мнению автора, являются:

1. Конструктивно проработаны  дефиниции категориального аппарата  регионального рынка туристских  услуг со стороны социально-экономического  и ресурсосберегающих подходов с учетом сравнительной оценки точек зрения зарубежных и отечественных авторов, выделены ключевые особенности развития региональных рынков туристских услуг.

2. Разработан методический инструментарий, позволяющий- учитывать региональные особенности развития и формирования рынка туристских услуг: модель формирования регионального рынка туристских услуг с позиций системного подхода, состоящая из основных и вспомогательных компонентов; механизм развития и регулирования РРТУ; трехуровневая модель управления процессом предоставления туристских услуг с учетом особенностей федерального, регионального и микроуровней, социально-экономического развития, нормативно-правовой базы туристской отрасли, состоящая из подсистем; система количественно-качественных показателей регионального рынка туристских услуг, являющаяся составным элементом информационно-аналитической подсистемы РРТУ, а также маркетинговой подсистемы; методика оценки эффективности развития рынка туристских услуг на основе системы показателей, позволяющая проводить мониторинг и анализ существующих тенденций устойчивого развития региона.

3. Предложены инструменты совершенствования маркетинга региона, в рамках которых реализована экономико-математическая модель поведения участников регионального рынка туристских услуг, учитывающая основные характеристики и туристский потенциал региона.

4. Полученные в диссертационной  работе решения позволяют повысить  эффективность развития регионального  рынка туристских услуг, отрегулировать  социально-экономический механизм  формирования и развития РРТУ  с учетом региональных особенностей.

 
 
Научная библиотека диссертаций и  авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/regionalnye-osobennosti-razvitiya-rynka-turistskikh-uslug#ixzz2MBJMgf9g


Информация о работе Анализ туристских услуг на примере Тверской области