Население изменяется непрерывно. 
Только за один час в России 
рождается 156 человек, умирает 252, заключается 
123 брака, расторгается 76, происходит множество 
других изменений в структуре населения. 
Таким образом, к вечеру одного дня население 
уже совсем не такое, как было утром. Но 
перепись обычно не проводится за один 
день, для этого потребовалось бы очень 
много переписчиков. Поэтому перепись 
проводится в течение 7—10 дней, но все 
сведения о жителях собираются по их состоянию 
на один точный момент времени (обычно 
0 часов первого дня переписи). Этот момент 
называется моментом счета населения 
либо критическим моментом переписи населения. 
Установление критического момента переписи 
позволяет получить как бы моментальный 
снимок состава населения, свести все 
данные о различных структурах населения 
к одной общей его численности. Установление 
критического момента также помогает 
уменьшить возможность пропусков и двойного 
счета людей. Родившиеся после критического 
момента не учитываются переписью (даже 
если они родились в первые же минуты первого 
дня начала переписи). Напротив, люди, умершие 
после критического момента, записываются 
в переписные листы по полной программе, 
так как на критический момент переписи 
они были живы. 
10. Централизованное руководство 
проведением переписи. Перепись 
населения — сложная, трудоемкая 
и дорогостоящая операция, которая 
проводится в сжатые сроки 
и которую в силу ее чрезвычайной 
важности нельзя провалить. Поэтому 
проведение переписи населения 
требует большой четкости и 
слаженности многочисленного переписного 
персонала. Для проведения переписей населения 
в каждой стране обычно создается специальное 
подразделение в органах государственной 
статистики. В его функции входит методологическая 
и техническая подготовка переписи населения, 
организация ее непосредственного проведения, 
обработка итогов и их публикация. Объем 
работы так велик, что этому подразделению 
приходится работать постоянно (конечно, 
по мере приближения сроков переписи напряженность 
работы существенно возрастает). В нашей 
стране таким подразделением является 
Управление переписей и обследований 
Государственного Комитета Российской 
Федерации по статистике.
2.3.  
Программа переписи населения 
Программа переписи населения — это 
перечень вопросов, обращенных к населению. 
Сумма ответов на вопросы программы и 
образует ту информацию о составе населения, 
ради получения которой перепись и проводится. 
Обычно вопросы программы переписи приводятся 
в специально предназначенном для этой 
цели бланке, который может быть различной 
формы, в зависимости от техники подсчета 
полученных от населения ответов списочной 
(т.е. один бланк на несколько человек) 
или индивидуальной формы (бланк на одного 
человека). 
 Программа переписи составляется 
по определенным правилам и 
с учетом определенных требований, 
многие из которых обычны для 
любого социологического исследования. 
Желательно (но необязательно), чтобы 
часть вопросов по содержанию 
и редакции точно повторяла 
аналогичные вопросы предыдущей 
переписи, чтобы можно было измерить 
произошедшие изменения в структуре 
социально-экономических и демографических 
характеристик населения. Необходимо 
учитывать международные рекомендации 
с тем, чтобы получить данные, 
сопоставимые с аналогичными 
международными. Программа разрабатывается 
с учетом потребностей органов 
управления, научных и общественных 
организаций в необходимой информации. 
При этом учитывается специфика 
переписи населения, стоимость получения 
информации именно путем переписи 
населения, изучаются возможности сбора 
равноценной информации путем проведения 
выборочных обследований, менее масштабных 
и дорогих, чем всеобщая перепись населения, 
но более подробных. 
 Согласно международным рекомендациям 
вопросы, включаемые в программу 
переписи населения должны быть 
такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) 
были способны дать на них 
вполне правильные ответы: Иначе 
говоря, вопросы не должны быть 
затруднительными для большинства 
опрашиваемых, не должны вызывать 
страха у населения (иначе перепись 
окажется под угрозой срыва). В 
свою очередь, вопросы переписи 
должны также учитывать общий 
уровень грамотности населения, 
этнические особенности, в том 
числе народные обычаи и даже 
предрассудки. 
 В переписях населения изучаются 
следующие вопросы: 
 1) численность и размещение 
населения по территории страны, 
по городским и сельским типам 
поселений, миграция населения; 
 2) структура населения по полу, 
возрасту, брачному состоянию и 
семейному положению; 
 3) структура населения по национальной 
(этнической) принадлежности, родному 
и разговорному языку, по гражданству; 
 4) распределение населения по 
уровню образования, по источникам 
средств существования, по отраслям 
народного хозяйства (для имеющих 
средства существования от экономической 
деятельности), по занятиям и положению 
в занятии (т.е. по социальному положению); 
 5) число и структура семей 
по целому комплексу социальных 
характеристик (однородные и смешанные 
в социальном и этническом 
отношении семьи и т. д.); 
 6) рождаемость (число рожденных 
детей и живых из них на 
момент переписи), пожелания и 
планы в отношении будущего 
деторождения; 
 7) жилищные условия населения. 
 Это вопросы, характерные для 
наших отечественных, последних 
по времени переписей населения. 
В ряде стран возможны и 
другие вопросы о физических недостатках, 
об участии в прошлых войнах (с целью изучения 
последствий войны для здоровья населения), 
об уровне обеспеченности населения теми 
или иными благами жизни и т. д. Наши переписи 
пока еще бедны по объему собираемой информации. 
В частности, мы уже никогда не узнаем, 
как повлияла вторая мировая война на 
смертность и здоровье нашего населения, 
потому что ни в одной из послевоенных 
отечественных переписей населения не 
было вопроса об участии в этой войне.
3. Текущий 
статистический учет событий естественного 
движения населения 
 Учет событий естественного 
движения населения — рождений, 
смертей, браков и разводов — 
основан на регистрации этих 
событий. Первоначально потребность 
в такой регистрации возникла 
у западноевропейской церкви 
для оформления оплаты верующими 
совершения обрядов бракосочетания, 
церковного расторжения брака, крещения 
новорожденных и погребения умерших. 
Никаких других целей церковь 
не преследовала. Но постепенно 
и государство стало проявлять 
интерес к учету событий естественного 
движения населения, и церковные 
записи совершенных обрядов стали 
использоваться для целей государственной 
статистики. Постепенно государство 
начало контролировать ведение 
церковных регистрационных книг, 
устанавливать правила, по которым 
эти книги должны вестись духовенством. 
С конца XVIII в. в Европе регистрация 
событий естественного движения 
населения начала переходить 
от церковных к гражданским 
органам (во Франции — с 1792 г., 
в Бельгии — с 1796, в Голландии 
— с 1822, в Великобритании — 
с 1837, в Италии — с 1865, в Испании 
— с 1871, в Германии — с 1875 г.). 
 В России первые попытки 
ввести церковную регистрацию 
событий естественного движения 
населения относятся еще к 
середине XVII в. Позднее Петр I своим 
указом от 14 апреля 1702 г. повелел 
вести записи рождений и смертей 
в приходских церквах Москвы 
и представлять еженедельно ведомости 
о числе крещений и погребений 
в Патриарший Духовный приказ. В 
1722 г. Петр I издал новый указ уже о повсеместном 
ведении метрических книг для православного 
населения. С этого времени и начинается 
история текущего учета событий естественного 
движения населения в России. Но — только 
формально, потому что указы Петра I о ведении 
метрических книг и тем более о присылке 
ведомостей в центральные церковные органы 
не везде исполнялись, никто их не обобщал 
и не анализировал, ведомости, если и имелись 
где-то, не публиковались, поэтому никто 
о них не знал очень долго. Преемники Петра 
никакой заботы об этой стороне общественной 
жизни не проявили. Лишь при Екатерине 
II усилиями выдающихся ученых — географа 
Антона Фридриха Бюшинга (1724—1793) и историка 
Августа-Людвига Шлёцера (1735—1809) были 
разработаны в 1763—1764 гг. образцы отчетных 
ведомостей, по которым приходские священники 
обязывались представлять отчеты в Синод 
с тем, чтобы оттуда они пересылались в 
Академию наук. Соответствующий Указ был 
подписан Екатериной II 29 февраля 1764 г. 
Позднее были приняты соответствующие 
законы о введении учета событий естественного 
движения населения для неправославных 
народов России: для лютеран — в 1764 г., 
для католиков — в 1826 г., для мусульман 
— в 1828 г., для иудеев — в 1835 г. Однако долгое 
время данные церковной регистрации были 
относительно достоверными лишь для православного 
населения, и то лишь к концу XIX в. и далеко 
не по всей территории страны. 
 Новая история текущего учета 
естественного движения населения 
в России началась после большевистской 
революции 1917 г. Уже 18 декабря 1917 г. был 
издан декрет «О гражданском 
браке, о детях и о введении 
книг актов состояния». А еще 
через месяц, декретом от 23 января 
1918 г. (об отделении церкви от 
государства), функции регистрации 
актов гражданского состояния 
были переданы из ведения церкви 
гражданским органам: в городских 
поселениях — специально созданным 
для этого отделам (или бюро) записей 
актов гражданского состояния (ЗАГС), 
в сельских местностях — сельским 
органам управления. Эта система 
существует и сегодня. 
 Регистрация актов гражданского 
состояния носит обязательный 
характер, что подкрепляется выдачей 
при регистрации в органах 
ЗАГС свидетельств о рождении, 
смерти, браке, разводе — документов, 
имеющих юридическое значение 
для их владельцев. Это сделано 
специально, чтобы побудить граждан 
к регистрации демографических 
событий и тем самым обеспечить 
полноту и качество учета. Сроки 
и порядок регистрации актов 
гражданского состояния, ответственность 
за их нарушение установлены 
законом «О порядке и сроках 
регистрации рождений и смертей», 
принятым 27 июля 1936 г. 
 При регистрации демографических 
событий записи актов гражданского 
состояния в специальных книгах 
производятся в двух экземплярах, 
один из которых остается в 
книге и хранится в архиве, 
а второй передается в статистические 
органы для обработки и обобщения 
содержащихся в нем сведений. 
 Сведения, содержащиеся в актах 
гражданского состояния, можно разделить 
на две части. Одна часть — 
сведения административного характера 
(фамилия, имя, отчество субъекта 
события, номера различных документов 
и т.п.). Эти сведения не представляют 
интереса для статистики и 
в разработку не идут. Вторая 
часть — сведения, которые имеют 
статистическое значение. Например, 
в акте о рождении указываются 
такие характеристики новорожденного, 
как пол, место рождения, каким 
по счету у матери родился, 
в одноплодных или многоплодных 
родах и т.п., а также сведения 
о родителях, такие как, их возраст, 
национальность, брачное состояние, 
место постоянного жительства, род 
занятий и место работы. На 
основе этих сведений можно 
рассчитать показатели рождаемости 
по возрасту матери и отца, 
их брачному состоянию, национальности, 
роду занятий, социальной группе, 
территории проживания и др. Акт 
о смерти содержит сведения 
о поле и возрасте умершего, 
месте его жительства, причине 
смерти, национальности. 
 Однако эти сведения даже 
в суммарном виде еще не 
характеризуют интенсивности демографических 
процессов. Объем демографических 
событий зависит от численности 
населения, которая эти события 
продуцирует. Поэтому совокупности 
демографических событий надо 
сопоставить с соответствующими 
им совокупностями населения (число 
рождений — с числом женщин 
определенного возраста и брачного 
состояния, соответствующей национальности, 
социальной группы, места жительства 
и т.д., число умерших — с 
численностью населения соответствующего 
пола, возраста, национальности и 
т. д.). Данные о численности и 
составе населения дают переписи. 
Таким образом, данные текущего 
учета демографических событий 
образуют неразрывное единство 
с данными переписей населения. 
При расчете демографических 
показателей данные текущего 
учета составляют числитель дроби, 
а данные переписи — ее знаменатель. 
Уже на этапе разработки программы 
переписи населения учитываются 
возможности взаимного использования 
итогов переписи с данными 
текущего учета. 
4. Текущие 
регистры (списки, картотеки) населения 
Текущий учет населения ведется не только 
статистическими, но и различными административными 
государственными органами в виде списков 
(картотек) населения. Эти картотеки создаются 
для выполнения конкретных задач и обычно 
охватывают не все население, а некоторые 
его группы (жителей микрорайонов, категории, 
подлежащие социальной опеке, и т. д.). Важно 
отметить, что во всех этих регистрах числится 
юридическое население, которое может 
не совпадать полностью с фактическим 
населением (наличным или постоянным, 
как это определено в переписях населения). 
Поэтому данные списков населения имеют 
ограниченное применение. Но все же в определенных 
случаях приходится пользоваться ими 
и для статистического применения, причем 
не только в демографических, но в социологических 
полевых исследованиях. 
 Так, при проведении выборочного 
социологического опроса мнений, людей 
определенного возраста, состоящих в браке, 
проживающих совместно с семьей, для построения 
выборки приходится использовать сведения, 
имеющиеся в домовых книгах. В них указывается 
семейный состав и возраст жильцов дома. 
Правда, потом, когда переписчики пойдут 
по отобранным для опроса квартирам, может 
оказаться, что в ряде случаев фактические 
данные отличаются от указанных в домовых 
книгах. Кто-то из числящихся успел умереть, 
кто-то — развестись или уехать и т. п.. 
Таким образом, и в этом случае юридическое 
население не соответствует фактическому. 
Но все же как предварительная база для 
отбора людей или семей списки юридического 
населения полезны.