Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 10:53, реферат
В условиях рыночных отношений семья становится субъектом микроэкономики, рассматривается как своеобразная экономическая единица государства, которая потребляет ресурсы, включая труд внутри страны и товары на рынке, производит блага для удовлетворения своих потребностей, несет определенные издержки. Это в основном и определяет ее экономическое поведение. Семья не только важный потребитель, но и производитель.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Структура экономической функции семьи……………….....……………….4
2. Уровни материальной обеспеченности семьи……..………………...……….9
3. Анализ реализации социально-экономической функции семьи…………..14
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………...…….20
Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40 %.
Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов. Поэтому традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним—двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий малообеспеченных семей требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.
К сожалению, с начала 90-х гг. XX в. в менталитете российских семей, поведении их членов еще не произошли изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывают улучшение своего экономического положения с помощью государства, с получением заработной платы, трансфертов и различных форм поддержки.
В начале XXI в. одним из направлений социальной политики государства стала переориентация на адаптацию семей различного типа к требованиям рынка, стимулирование внутреннего потенциала к экономической активности и создание условий для реализации экономической функции самообеспечения.
Для того чтобы государство поняло свою ответственность за соблюдение неотъемлемого права каждой семьи на достойную жизнь, странам с развитыми рыночными отношениями понадобилось немало времени. Этому способствовало как распространение социалистической идеологии и политическое давление левых партий, так и объективная необходимость улучшения качественных характеристик рабочей силы.
На реальность процесса указывает опыт многих промышленно развитых стран, значительно поднявших планку народного благосостояния. Такой уровень развития для нашей страны — вопрос неблизкой перспективы. Однако несмотря на экономические трудности переходного периода российское государство во многом сохранило социальную направленность политики и осуществляет, исходя из реальных возможностей, социальную помощь не только малообеспеченным семьям, но в первую очередь семьям с детьми.
В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются, в соответствии с Примерным положением, отделения социально- экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:
•консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;
•содействие в решении вопросов занятости, устройства на курсы переподготовки;
•социальный патронаж
многодетных, неполных, малообеспеченных
семей, социальная поддержка
•организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
•консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
•содействие в получении
льгот, пособий, компенсаций и других
выплат, материальной и натуральной
помощи, кредитов, алиментов, улучшение
жилищных условий в
Создание таких подразделений, несомненно, будет способствовать усилению защитной функции семьи в сложных рыночных условиях.
В стабильном обществе периодическая флуктуация жизненного цикла семьи, ее экономического состояния — нормальное явление. Она зависит от демографического фактора и очередности событий в жизни семьи, тем или иным способом меняющих ее статус (возраст вступления в брак, рождение детей, начало их трудовой деятельности и заработок, повышение квалификации, уход на пенсию и др.).
3. Анализ реализации социально-экономической функции семьи
В переживаемый страной период недоучет фактора цикличности развития семей и особенности их социально-экономического положения может привести к ошибкам в определении перспектив развития общества.
Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач.
1.Установление причинно-
2.Определение границ
и направлений глубины
Характерной чертой переходного периода является противоречие
между нарастанием потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат должны быть согласованы, прежде всего, с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо наращивание социальных расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.
Величина пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия предпочтительнее получения заработной платы (дохода), а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.
Поэтому все острее встает вопрос о выборе объективного критерия малообеспеченности, которым можно было бы руководствоваться при оказании семье экономической помощи со стороны государства и его социальных служб.
Обычно критерием выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Однако практика показывает, что в ряде случаев семья с низкими среднедушевыми денежными доходами обладает собственностью на уровне средней семьи и даже выше, а семья с высокими денежными доходами — наоборот. Особенно часто это явление наблюдается среди так называемых сложных семей (молодая семья, живущая вместе с родителями). Владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т.п., делает семью достаточно обеспеченной даже при низких доходах. Поэтому такая семья не должна получать помощь со стороны государства в первую очередь.
Как реально, справедливо, объективно исчислять среднедушевой доход семьи? Как учесть специфику социально-экономического компонента семьи и его изменения? Это требует от науки дальнейшей разработки механизма учета, унификации показателей и выделение их в государственную статистику.
Понимая, что собственность - единственная реальная гарантия социальной защищенности семьи, государство начало проводить приватизацию собственности. К сожалению, была сделана попытка реализовать эту идею через всеобщую ваучеризацию, что не принесло реальных результатов. Ибо всеобщая приватизация, как и всенародная собственность, — экономический нонсенс.
В результате сейчас, как и ранее, основная масса населения живет только на зарплату, трансферты и доход от личного подсобного хозяйства. Лишь небольшую часть доходов семья получает от частного предпринимательства, с рынка ценных бумаг.
В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствование системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченное™ с учетом социально-экономического потенциала семей.
Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это именно то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.
С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.
В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.
Наиболее массово этот процесс развивается на селе. Это относится не столько к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного подсобного хозяйства.
В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях или в учреждениях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.
Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция — обучение членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т.д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами, умение грамотно вести бюджет семьи.
Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас, в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение. Помощь семье в решении этих проблем должна стать одной из функций центров помощи семье и детям.
В связи с этим становится необходимым создание на местах банка данных о реальных доходах граждан и семей, потенциально отнесенных к категории нуждающихся в социальной защите государства: неполных и многодетных, а также семей с инвалидами, одиноких престарелых и т.д. При этом следует учитывать декларируемый доход и денежные поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, а также наличие имущества, которое может приносить доход или может быть заложено при взятии семьей ссуды в банке: дачи, машины, квартиры и т.п. Это требует необходимого принятия закона об обязательном декларировании доходов всеми членами общества, повышении роли и ответственности налоговых служб и граждан за уклонение от налогов.
Заключение
Таким образом, реализация стратегической цели семейной политики — укрепление семей, имеющих детей, — предполагает, что в меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть скоординирована в рамках общей экономической стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: доходы—налоги—кредиты. Это предполагает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей, наиболее нуждающимся в защите, на механизмы, встроенные в рыночную систему формирования, перераспределения и использования доходов. Иными словами, семейная политика должна быть направлена на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.
Следовательно, основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства. Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.
Нельзя не согласиться с мнением А. И. Антонова и В. М. Медкова о том, что государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей
Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества, укрепление социально-экономического статуса семьи — интегрального показателя, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.
Информация о работе Анализ реализации социально-экономической функции семьи