Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, определяющие в последние десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования к функционированию не только хозяйственной деятельности, но и культурной сферы страны. За прошедшее время сформировалось новое понимание роли социокультурного сектора в процессе развития российских регионов.

Содержание работы

Введение
1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга
1.1 История становления парков в России
1.2 Типология парков
1.3 Парк культуры и отдыха в системе организации социально-культурной деятельности
1.4 Сущность и специфика социально-культурного проектирования парков
2. Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков
2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков
2.2 Социально-культурная деятельность парков в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

использование парков культуры и одыха в системе организации досуга курсовая Али.docx

— 69.89 Кб (Скачать файл)

   В свою очередь, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

   Результатом использования метода проектирования в социально-культурной деятельности является проект - средство сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам. Проекты бывают типовые и индивидуальные.

Участниками разработки проектов могут являться:

1) Государственные и негосударственные  учреждения и организации.

2) Общественность, группирующаяся  вокруг программ, проектов.

3) Органы власти.

Основными задачами социально-культурного проектирования являются:

1) Анализ ситуации.

2) Поиск и разработка  вариантов решений рассматриваемой  проблемы.

3) Выбор наиболее оптимального  решения.

4) Разработка организационных  форм внедрения проекта в социальную  практику.

   Парк культуры и отдыха является одним из ведущих среди учреждений культурно-досугового типа в России, который представляет собой специфическую организацию, располагающую системой видов, форм и методов деятельности, отличающихся своей масштабностью реализации в связи с особенными условиями расположения самого учреждения. Парк представляет собой чуть ли не единственное учреждения культуры, где есть все возможности для проведения именно семейного организованного отдыха на природе. Поэтому актуальным становится вопрос управления данным учреждением культуры, проектирование новых форм деятельности для наиболее эффективной работы с населением и увеличением числа посетителей парка.

   Современные тенденции мировых рынков капитала свидетельствуют о неуклонном росте инвестиций в сферу предоставления услуг туризма, отдыха и развлечений. И это вполне объяснимо, т.к. удовлетворение материальных потребностей, ставшее возможным за счет значительного роста производства материальных благ в последние десятилетия, делает все более востребованными потребности нематериальные. Одним из сегментов этого рынка услуг является индустрия развлечений, включающая в себя как шоу-бизнес, разного рода зрелищные мероприятия, так и тематические парки развлечений, парки культуры и отдыха.

    Исходя из мировых современных тенденций проектирование парков, как одних из самых востребованных учреждений культуры, внедрение инновационных технологий работы парков будет носить востребованный характер.

Проектирование парка включает в себя несколько этапов:

  • Мастер-план
  • Концепция
  • Детальное проектирование

1. Мастер-план

   Мастер-план является основой всех дизайнерских, проектных, строительных работ по созданию объектов индустрии развлечений: парков развлечений и отдыха, водных парков, центров семейного досуга, образовательных комплексов, дарк-райдов, тематических кафе и других.     Содержание и объем мастер-плана при проектировании парков развлечений и зон отдыха зависит от типа объекта и его размеров. Так основными направлениями мастер-плана для парка являются:

  • Указание мест расположения и количества аттракционов с обозначением их типов, размеров, потребляемой мощности, пропускной способности и других характеристик.
  • Обозначение зон отдыха, не связанных напрямую с аттракционами.
  • Указание мест расположения вспомогательных построек, не нарушающих общую концепцию парка:
  • Указание мест расположения декоративных объектов: искусственных скал, пещер, реконструкций античных городов, джунглей и т.д.
  • Обозначение трафика посетителей с учетом возможных скоплений.
  • Указание высотных отметок.
  • Расчет ежедневной пропускной способности каждого аттракциона и парка в целом.
  • Технико-экономическое обоснование проекта, включая расчет окончательной стоимости и график реализации.
  • Концепция развития объекта на ближайшие 3 года.

2. Концепция

   Наиболее важным этапом в разработке объекта индустрии развлечений является определение тематической направленности данного объекта. Как показывает мировой опыт, тематические парки, центры семейного досуга, рестораны и другие заведения индустрии развлечений пользуются намного большей популярностью у посетителей (а значит, более доходны), чем аналогичные объекты, инфраструктура которых не имеет своего уникального, неповторимого стиля. Все элементы объекта в зависимости от его размеров и содержания можно объединить в одну или более тематических групп. При разработке концепции объекта индустрии развлечений принимается во внимание достижение баланса между креативностью, созданием незабываемых эффектов и приемлемой стоимостью тематического оформления объекта.

 

 

 

3. Детальное проектирование  парка

   Детальное проектирование осуществляется после разработки и утверждения мастер-плана и концепции. Этап детального проектирования объекта индустрии развлечений можно разделить на две части:

  • Техническую
  • Дизайнерскую

   Техническая часть включает в себя детальную информацию об элементах объекта и объекте в целом, относящуюся к строительным вопросам, вопросам монтажа и эксплуатации. Данная группа включает следующие направления: архитектурное проектирование, проектирование ландшафта, проектирование проводки электричества, проектирование освещения, проектирование акустики, проектирование спецэффектов и пр. Результатам технической части проектирования являются чертежи, соответствующие нормам и требованиям местного законодательства и согласованные с местными органами.

   Дизайнерская часть направлена на разработку внешнего/внутреннего тематического оформления объекта индустрии развлечений и его элементов. На данном этапе принимаются решения по цветовой гамме, размерам, формам, материалам изготовления плоских и объемных декораций. Результаты дизайнерских разработок представляются эскизами, фотографиям, чертежами, отображающими данные.

4. Макетирование

   В качестве наглядного материала на основе разработанных мастер-плана и концепции создается макет, представляющий собой точную копию объекта индустрии развлечений в масштабе. Макет дает четкое понятие о том, как будут размещены утвержденные на этапе мастер-планирования элементы объекта, где будут проходить пешеходные пути, как декорации элементов будут вписываться в общую концепцию объекта и другим моментам. Выстроенный с точным соблюдением всех размеров макет позволяет избежать различных не состыковок с имеющимися и прилегающими коммуникациями, наложений, которые могут быть возможны при реализации проекта.

В результате работы над параграфом, автор пришел к следующим выводам:

1. Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

 

2. Основные принципы социокультурного  проектирования: модификации, принцип  оптимальной ориентации, проблемно-целевой  ориентации, принцип персонификации, принцип оптимизации.

3. Методологические подходы  к проектированию: системный, деятельностный, проблемный, ситуационный.

4. Проектирование парков  как учреждений культуры включает  в себя несколько этапов: мастер-план, концепция, детальное проектирование  парка, макетирование.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ эмпирического  опыта социально-культурной деятельности  парков

 

   Во второй главе курсовой работе проводиться анализ эмпирического опыта социально-культурной работы парков за рубежом, в России и рассматривается практическая деятельность парков культуры и отдыха в регионе. Изучение данных вопросов проводиться на основе трудов учены, занимавшихся данной проблематикой, таких как Александрова А.Ю, Бгатов А.П., Дьяченко В., Облезова Г., Романов Р.Н., Родионов И.М., Савелова Н., Сединкина О.Н., Сенин В.С., Сидоренко Л.Е., Таранов А.

2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков

   «Диснейленд»… Это название известно каждому. Оно ассоциируется с праздником жизни, потрясающими аттракционами, захватывающими приключениями и красочными спектаклями. «Диснейленд» и другие тематические парки призваны удовлетворять одну из базовых потребностей человека -- потребность в отдыхе. Парки делают наш досуг более содержательным, открывая возможность познания окружающего мира в процессе развлечений.

   В последние годы во всех странах мира возникают серьезные проблемы, связанные с ухудшением экологической обстановки мегаполисов. Все меньше остается мест, где жители городов когда-то общались с природой, отдыхали, дышали чистым воздухом и гуляли с детьми. Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. Тематические парки - это искусственно созданное познавательно-развлекательные парки, все структуры которых объединены общей темой. В тематических парках взрослые и дети легко усваивают новую информацию об окружающем мире и истории цивилизации за счет того, что этот процесс происходит на фоне игры. Потребительская аудитория тематических парков весьма обширна, ее составляют все слои населения: взрослые и дети, пожилые люди и подростки.

   По данным известной консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers, на европейском континенте насчитывается около 300 тематических парков развлечений. У десяти крупнейших ежегодная посещаемость составляет более 40 млн человек в год.

   Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисне. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всём мире.

   Тематические парки появились в США. В 1955 году Уолт Дисней построил знаменитый Дислейленд, вложив в дело 17 млн долларов. Новый парк площадью 180 акров изначально проектировался как экономический объект, нацеленный на получение прибыли. С тех пор тематические парки распространились по всему миру, образовав самостоятельную индустрию. Отличие тематических парков от классических парков развлечений заключается в том, что тематические парки отличаются разнообразием функций, а следовательно , тяготением к многопрофильности.

   Как уже упоминалось выше начало развития тематических парков по всему миру положил «Диснейленд». По замыслу проектировщиков он должен был стать самым большим и лучшим среди тематических парков корпорации У. Диснея, чтобы выдержать конкуренцию с многочисленными всемирно известными памятниками Европы и положить начало экспансии в регионе. Реализация проекта способствовала комплексному развитию территории. На ней было выделено несколько функциональных зон: туристская, торговая, деловая, жилая, зеленая, которые вместе образовывали кластер.

   Туристская зона была сфокусирована на парижском «Диснейленде». Ежегодно его посещают 12 млн человек - 40 000 в день. Большая их часть (40%) - французы, на втором месте англичане (19%), далее идут в порядке убывания жители стран Бенилюкса (16%), Испании (8%), Германии (6%), Италии (3%). 4

В результате работы над параграфом, автор пришел к следующим выводам:

1. В мировой индустрии  развлечений лидирующее место  занимают тематические парки, которые  сочетают в себе использование  природных рекреационных ресурсов  и развлекательных сооружений.

2. Зарубежные тематические  парки это целые развлекательные  комплексы, оборудованные необходимой  инфраструктурой, включающие в себя  аттракционы, сети ресторанов, гостиничных  комплексов, баров, кафе, парковок.

3. Тематические парки, отличающиеся  от других парков своей концепцией, организационной структурой и  принципами функционирования, являются  отдельным направлением в развитии  паркового хозяйства.

4. Для современных тематических  парков характерны тщательное  планирование и проектирование, грамотный менеджмент, активная  маркетинговая политика и гибкая  ценовая политика, высокая технологичность, постоянное обновление предлагаемых  услуг, высокое качество обслуживания  посетителей.

5. Крупнейшим примером  мирового опыта работы парков  является Диснейленд, который положил  начало тематическим паркам.

 

 

2.2 Социально-культурная  деятельность парков в России

Информация о работе Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков