Акме человека как личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Сознательная деятельность людей, направленная на максимально возможное раскрытие и использование ими своего потенциала, является основной движущей силой развития общества, культуры, цивилизации. Успешность социально-экономического и культурного развития каждого государства сегодня во многом зависит от того, создана ли в нем система, позволяющая выявлять наличие значимого для различных сфер профессиональной деятельности потенциала у членов общества, и создаются ли условия для эффективного использования этого потенциала на благо не только социально-экономического, но и личностного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие «акме» в современной науке……………………………………5
2. Характеристика человека как личности…………………………………..7
3. Возможности достижения вершины в личностном развитии………….13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Акмеология.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Представляется, что и для акмеологии это положение сейчас тоже не лишне, когда в науке снова имеет  место явный перебор в подчеркивании  роли при прописывании и осуществлении  взрослым человеком своего жизненного сценария его подсознания и эмоциональной сферы.

С точки зрения А. Маслоу, как это хорошо видно из его произведений, человек, как правило, сосредоточен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысль его размышлений в этом случае состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые общи у него с животным миром. Такая концепция личности, конечно, не может существовать без прочной основы в виде полного гетеростаза.

Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).

Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них  является качественное своеобразие  деятельности, - по этому признаку можно  выделить игровую, познавательную, трудовую деятельности как виды деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности - это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида или типа может входить как образующий элемент в деятельность другого типа или вида: теоретическое действие может входить в состав практической, например, трудовой деятельности, трудовое действие - в состав игровой деятельности и т.д.

Уже у С.Л. Рубинштейна мы встречаем  идею интегративного подхода к вопросу  о природе деятельности: «Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы»3.

Вслед за С.Л. Рубинштейном мы считаем, что психический облик личности определяется конкретным бытием человека и формируется в его конкретной деятельности. 

Анализируя проблему соотношения  деятельности и психики, Б.Ф.Ломов  отмечает, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны  и они связаны между собой  неразрывно. «Разделение деятельностей на внешние и внутренние - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психического в деятельности»4.

Среди многообразных видов социальной - внешней - деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть»5.

В современном психологическом  словаре в аксиоматическом виде выражена идея неразрывной связи  личности и профессиональной деятельности: «В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определённых социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п.»6

Основополагающим принципом  деятельностного подхода можно  назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве отечественной науки. Этот феномен может заменяться (или наполняться) различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т.п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А. Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей.

В концепции С.Л. Рубинштейна  также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». Он рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный (содержательный, предметный) аспект и отношенческий (эмоциональный), в которой на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах». «Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, её тенденция самореализации»7.

Понятие самоактуализации активно исследуется в наши дни, сегодня можно найти массу научных работ, посвящённых изучению данного феномена.

 

3. Возможности  достижения вершины в личностном  развитии.

 

Современное понимание и осмысливание понятия акме невозможно без обращения  к истории и динамики развития базовых понятий вершинного этапа развития. Необходимо отметить, что вершинный принцип развития применим к различным видам культурной деятельности. Это вершинные достижения и в науке, и архитектуре, политической деятельности, образовании и воспитании и т.д.

В данном исследовании анализ понятия «вершинности» начинается с периода античности с античной философии, где это понятие было сформировано и определены некоторые  закономерности.

Историко-философское  обоснование «вершинности» рассматривается  как процесс поступательного движения к абсолютной мудрости, которая в данном исследовании рассматривается как акме.

В последней четверти XX века, бурно развивалась научная  мысль о закономерностях развития человека, о путях достижения совершенства и зрелости. На базе накопленных научных знаний, на стыке социальных и гуманитарных дисциплин сформировалась новая наука – акмеология, рассматривающая вопросы высокого уровня развития личности. Всё это позволило более внимательно присмотреться к проблемам достижения максимального совершенства человека, базирующегося на принципе вершинности. Так как «акме» в переводе с греческого означает вершина, мы рассмотрим это явление, как с точки зрения понятия акме, так и с сущностной оценки этого социального явления.

 Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях понятие акме истолковывается не однозначно.

Одни ученые рассматривают  понятие акме как последовательный ряд достижений человека на жизненном  пути, подчеркивая временной аспект и количественное акме в жизнедеятельности  человека.

Другие исследователи  рассматривают акме как вершину  индивидуального и личного развития человека на этапах жизнедеятельности  – детство, юность (ювеналогия), период взрослого человека (зрелость), период старости (герантология)8.

Третьи исследователи рассматривают акме как достижение вершин личностью и социумом. Здесь тоже имеются несколько подходов.

Первый - совершенствование  личности в период взрослости и зрелости.

Второй аспект - анализ изменений как процесс совершенствования, который происходит во внутреннем мире человека, отражается в психике и изучается в комплексе с другими науками о человеке.

Третий аспект понимания  акме как результата - достижение вершин в социальной и профессиональной деятельности.

Главным образом исследователи рассматривают понятие акме, как сущность, которая понимается как внутреннее, общее, относительно устойчивое познаваемое мышлением основание явлений, и характеризуется основным вершинным признаком, проявляющимся в следующих свойствах, которые раскрывают сущность определения акме:

- высшая степень чего-либо;

- высшая степень развития;

- вершина, цветущая  сила, совершенство;

- вершина, как зрелость  всего; 

- вершина совершенства  в человеке;

- вершина, расцвет  способностей человека;

- вершина, как физическая, личностная и субъективная зрелость человека;

- вершина в избранной  профессиональной деятельности;

- вершина, как результат  деятельности;

- вершина, как реализация  творческих способностей;

- вершина совершенства  и могущества.

 Происходит расширение  понятия «акме» через качественно новое понятие – topos, которое включает в себя первый и второй этап, как характеристику механического движения от одной точки к другой, где символом движения является гора, так и анализ акмевершинного развития в биологии и физиологии человека, когда акме наполняется новым смыслом – воспринимается как кульминация, цветение, расцвет человека, достигшего конкретного результата (символ – плод, как характеристика зрелости).

«Акме» с топологической точки зрения включает в себя два  предыдущих понятия и дополнительную характеристику – социальную зрелость индивидуума и социума на различных территориях.

 Как было отмечено  ранее понятие акме рассматривалось  прежде всего как вершина горы, которая восходит к древнегреческому  «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие»), данное понимание рассматривает символ акме как пик, как статичная наивысшая точка совершенства9.

 Как отмечалось  ранее, определения «акме» и  «акмеологичности» были известны  давно, а первые закономерности  развития акмеологии были сформулированы во II веке до н.э., которые явились предпосылками развития акмеологического знания.

Вершина развития - точка  достижения результата определяется благодаря понятию точности.

 Так как вершиной  развития, является точка достижения результата, а точка это метка, след пути развития, то остановимся на методе анализа процесса развития.

 В ходе развития  необходимо исследовать явления  и процессы по результатам  которых можно делать заключение  о закономерностях, которые в  реальных условиях способствуют достижению результата.

 В связи с этим  расширилось понимание «акме». Таким  образом, в дальнейшем, в научной  литературе акме, как вершина  развития трактовалось двояко:

- как пик или конкретная  вершина достижения,

- как расцвет (floruit –по латыни) - кульминация,

В данном случае понятие  кульминация понимается, как «…(от лат. сulmen, род. п. culminis – вершина), точка  высшего напряжения, подъема, развития чего-либо…»

Рассматривая вершинный  путь развития, необходимо обратить внимание на осмысливание действительности с позиции категории точности, как «…качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия, противопоставлению неопределенности, расплывчатости двусмысленности, неточности...»10

 Следует подчеркнуть,  что понимание вершинности является  смыслообразующим понятием как  точки достижения предельного  результата. И вторым аспектом  осмысливания понятия предела в достижении конкретного результата, который в тоже время является базой достигнутого, свершенного и началом нового этапа движения в совершенству.

Точка - понятие «акме», вершина развития, как достижение результата

Точка, является понятием «акме», раскрывающим начало и окончание реального акмеологического процесса. В связи с различными характеристиками понятия акме, необходимо подчеркнуть, что древнегреческое понимание акме характеризуется четкой констатацией, что это вершина.

Таким образом, в акмеологии конкретная точка рассматривается как результат достижения продуктивной деятельности человека.

В связи с этим, целесообразно  обратить внимание как на определения  самого понятия – точка, так и  на осмысливание этого понятия в  различных сферах жизнедеятельности человека. Данное понятие характеризует предельные параметры вершинного (акме) и низинного (кате) этапов развития.

Понятие точка имеет  широкое толкование. Рассмотрим несколько  характеристик этого явления:

Во-первых, точка это  метка, след для анализа пути развития.

Во-вторых, это знак, разделяющий  сущность на два противоположных  направления.

В-третьих, это базовое  понятие математики, механики, физики – место не имеющие измерения, граница отрезка линии.

Информация о работе Акме человека как личности