Агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить на практике эффективность технологий по профилактике агрессивного поведения подростков.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза – уровень агрессивного поведения у подростков будет снижен, если:
1. будет своевременно проведена диагностика, отвечающая возрастным особенностям учащихся, которая позволит установить наличие и причины агрессивного поведения в подростковом коллективе;
2. грамотно будут подобраны методы и приемы профилактики агрессивного поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы о агрессии в подростковой среде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...6
1.2 Психолого-педагогическая и психофизиологическая характеристика подростков……………………………………………………………10
1.3 Методы и формы социально-педагогической профилактики агрессии в подростковой среде……………………………………..15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика уровня агрессивности в подростковом коллективе….
2.2 Организация опытно-эксперементальной работы по профилактике агрессивного поведения у подростков 14-15лет…………………..
2.3 Анализ опытно-эксперементальной работы . . . . . . . . . . .. . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ВКР Макса.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы тренингов:

-Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых.

-Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой работы так же формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

-Тренинг формирования  жизненных навыков. Под жизненными  навыками понимают наиболее важные  социальные умения личности. Прежде  всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Так же это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменение себя и окружающей ситуации. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма – организация  деятельности, альтернативной девиантному  поведению. Эта форма работы связана  с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения. Например аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в рефирентную среду.

Пятая форма – организация  здорового образа жизни. Она исходит  из представления личностной ответственности  за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды.

Шестая форма – активизация  личностных ресурсов. Активное занятие  подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация  негативных последствий девиантного  поведения. Направлена на профилактику рецидивов или негативных последствий[6;145-146].

А.В.Петровский и В.В.Шпалинский выделяют игру как форму профилактики агрессии у падростков.

Значение коллективной игровой деятельности заключается  в том, что активное взаимодействие подростков порождает в каждом из них потребность в более точном восприятии себя самого и своих товарищей по игре, а это стимулирует развитие самооценки саморегуляции поведения. Совместная игровая деятельность подростков порождает взаимоотношения ответственной зависимости, когда успех одного выступает как условие успеха другого.

В результате в поведении  каждого реализуются нормы и  правила коллектива, то есть в игровой деятельности формируется личность.

В ситуациях игрового общения  участники отвечают на три важных вопроса - «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею?».

Игра помогает принять  или отвергнуть опыт общения и  обогащать личностный арсенал общения, заимствуя, перерабатывая, находя свой ключ, свои средства самовыражения  в культуре общения и поведения.

Н.М.Платонова предлагает несколько методов по профилактике агрессии у подростков.

Метод «угашения» агрессивного поведения. Наиболее распространенный метод – это наказание, которое может иметь самые различные формы: тайм-аута, использование негативных последствий реакции, предъявления аверсивного (крайне не приятного события).

Так, Тайм-аут – это  процедура, которую поведенческие  консультанты рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из той ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление.

Метод использования издержек реакции (или метод негативных последствий) подразумевает, прежде всего, лишение подростка подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Другим вариантом издержек реакции является негативная реакция окружающих людей на агрессивное поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реакций – осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы.

Аверсивные методы относя к более спорным технологиям, так как с намеренным усилением страданий клиента.

При использовании методов  «угашения» агрессивного поведения  следует иметь ввиду, что наказание  эффективно, если оно:

-понятно личности, основано  на правилах;

-используется последовательно;

-непременно сочетается  с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций[1;126-127]

Несколько методов применимых к профилактики агрессии у подростков предлагает  Коджаспирова.

Рассказ - небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков. Рассказ пробуждает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или яркоотрицательный образ героя.

Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению или анализу поступков и выработки собственных оценок. Проводятся с целью  формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т.п. – беседы носят название этических.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы  нравственных  идей и их доказательства и иллюстрирования. Цель – убедить  в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных  понятий и суждений.

Диспут – спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умения вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Анализ воспитывающих  ситуаций – способ показа и анализа  путей преодоления моральных  противоречий, возникающих в тех  или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. У каждого ребенка  должен накапливаться опыт социально  полезного поведения, опыт жизни в условиях формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.

Пример – метод, заключающийся  в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности[7;231-233].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/Под ред. Н.М.Платоновой.-Спб.:Речь,2006. - С126,127.
  2. Балдура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. - С89,91
  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – С147.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000. – С27,83,115.
  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. – С28.
  6. Е.В.Змановская «Девиантология. Психология отклоняющегося поведения» Редактор Лопина Р.К. 2003. – С145,146.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – С231-233
  8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – С73.
  9. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994. – С113.
  10. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995г. -№6. – С63.
  11. Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002. – С31.
  12. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994. - С55.
  13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 3 книга – 4 издание. М.: Гуманитарное издательство Центр «ВЛАДОС», 2003. – С89,97.
  14. Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998. – С77.
  15. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – С29,31.
  16. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999г. - №3. - С136.
  17. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. – 1997г. - №2.. - С12.
  18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1999г. -  №5. - С117.
  19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков условия его коррекции. М. 1996. – С331.
  20. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», -Сп.б: изд. «Питер», 2000. – С29,31.
  21. Сироткин Л.Ю. «Формирование личности: проблема устойчивости», Казань, 1992. –  С35.
  22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. - С17, 63,132.
  23. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – С44.
  24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.. – С52,147,164.

 


Информация о работе Агрессивное поведение