Агентская теория фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:01, реферат

Описание работы

Цели управляющих - спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес. Отделение собственности от контроля означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, которое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющими (особенно верхнего уровня) - функция распоряжения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………3
1. Становление агентской теории управления фирмой………………….…6
2. Модель агентских отношений……………………………………………13
3. Агентские издержки: классификация……………………………………18
4. Формы проявления ответственности агента………………………….…22
5. Агент и принципал в одном лице………………………………………..24
Заключение………………………………………………………...…………28
Список использованной литературы……………………………………….30

Файлы: 1 файл

агентская теория фирмы.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Цель агента ограничена целями и интересами «принципала». Идеальный агент тот, кто интересы «принципала» воспринимает как свои собственные.

Суть вопроса – конфликт интересов между принципалом и агентом.

Вопрос принципала и агента – угроза манипулирования принципала при выполнении поручений агентом, введение принципала в заблуждение.

Главный вопрос – создается угроза выполнения задания фирмы из-за возникающей асимметрии информации. Разные интересы этому способствуют.

Противоречие интересов приобретает форму конфликта в силу технической невозможности для принципала полностью контролировать все действия и решения агента.

Способы решения вопроса:

1) организация соревнования агентов. Вознаграждается не абсолютные, а относительные результаты. Обеспечивается самоконтроль агентов друг за другом.

2) участие агента в прибыли фирмы. Наделение его правом на долю остаточного дохода.

3) фирма как коалиция агентов. Каждый из агентов попеременно становится на позицию принципала, возникает доверие и заинтересованность.

Ключевой пункт в разрешении вопроса – создание системы стимулов, эффективных форм организации.

Таким образом, функционирование организаций с неизбежностью ставит вопрос об оппортунистическом поведении агента на основе располагаемой им уникальной информации. Поэтому вопрос принципала и агента является частным случаем ситуации морального риска: принципал выступает в роли страховщика от «естественных» рисков, а агент — в роли скрывающего от него важную информацию о клиенте (состояние здоровья, бизнеса и т.д.). Ключевой пункт здесь касается системы стимулов, способствующих или, наоборот, препятствующих распространению агентом достоверной информации. На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. Напротив, в обычном варианте отношений принципала и агента асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципала.

Ответственность в менеджменте является взаимной — принципала и агента.

Ответственность принципала как участника системы управления бизнесом заключается в формулировании целей и задач, в доведении своего понимания целей и задач до агента (синхронизация пониманий), в задании правил действий при достижении целей, в ликвидации монополии агента на информацию, в проведении контроля, не отвлекающего внимание исполнителя и в справедливом вознаграждении агента.

Ответственность агента как участника системы управления бизнесом заключается в оказании помощи принципалу при формулировании целей и задач, в понимании условий достижения установленных целей, в качественном и мотивированном исполнении, в оказании помощи принципалу при разработке и внедрении системы контроля, минимизирующего вмешательство в деятельность агента.

Оптимальный контракт, направленный на решение вопроса «принципал-агент» в общественном выборе, должен содержать вариативную часть оплаты труда агента-президента, поставленную в прямую зависимость от конечного результата экономического развития государства.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гуриев С. Конспекты лекций по теории контрактов / С. Гуриев. — К.: РЭШ, 2001.

2. Кузьминов Я.И. Институциональная экономика: Учеб.-метод. пособие. Ч.1/Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич. - Х.: ГУ ВШЭ, 2000. - 114 с.

3. Лемещенко П.С., Мельникова Н.А. Институциональная теория фирмы. – Мн., 2005.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А.Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

5. Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. – К., 2011.

6. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. – К.: Киевиздат; CEV Press, 2006. – 702 с.

7. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М., 2010.

8. Юдкевич М.М. Основы теории контрактов: модели и задачи/М.М. Юдкевич, Е.А. Подколзина, А.Ю. Рябинина. – М.: ГУ ВШЭ, 2012.

9. Кадочников Д.В. Права собственности и корпоративное управление в экономике. // Вестник молодых ученых, Серия «экономические науки», 2011, №3.

1 Информационные издержки являются одним из основных компонентов транзакционных издержек. Как только цена информация была введена Дж. Стиглером в рассмотрение, выяснилось, что экономическому субъекту бывает выгодно обходиться неполной информацией, не тратясь на уменьшение неопределенности.

2   Q = Р/С— это отношение рыночной капитализации компании Р к стоимостной оценке ее чистых ак-

тивов С, рассчитанной по текущим рыночным ценам. Если Q > 1, то у компании появляется стимул к инвестициям; если Q < 1, то компания перестает инвестировать; дешевле приобрести активы посредством слияния, а не покупки новых активов.


Информация о работе Агентская теория фирмы