Адресная социальная поддержка: виды и целевая группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Целями социальной помощи являются:
- предоставление помощи с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи;
- создание условий, позволяющих трудоспособным гражданам собственным трудом поддерживать свое благосостояние.
Актуальность исследования выбранной темы обусловлена тем, что адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Государственная социальная поддержка …………………………………....5
2. Виды и целевые группы ………………………………………………………9
3. Проблемы оказания адресной социальной помощи……………………..…14
Заключение………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ адресная соц помощь.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: основы социальной политики

на тему: «Адресная  социальная поддержка: виды  и целевые группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

адресная социальная помощь

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Государственная социальная поддержка …………………………………....5

2. Виды и целевые группы ………………………………………………………9

3. Проблемы оказания адресной социальной помощи……………………..…14

Заключение………………………………………………………………………19

Литература……………………………………………………………………….21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.

В настоящее время  в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная  социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме (в виде услуг  или льгот) дополнительной поддержки  проживающих в автономном округе граждан, нуждающихся в ней и  не имеющих в силу объективных  причин источников средств существования [13].

Целями социальной помощи являются:

- предоставление помощи  с учетом необходимых потребностей  конкретного гражданина либо  его семьи;

- создание условий,  позволяющих трудоспособным гражданам  собственным трудом поддерживать  свое благосостояние.

Актуальность исследования выбранной темы обусловлена тем, что адресная социальная поддержка  населения занимает важное место  в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности. Организация оптимальной  адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство -человек - закон - социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная социальная поддержка

 

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле определение  государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном  законе РФ «О государственной социальной помощи» [1]. Под ней подразумеваются  определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Важнейшим принципом  социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Третий путь - создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации до принятия Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне [1]. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года №121 право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Контингент получателей помощи, её виды, формы и размер определялись органами социальной защиты населения в соответствии с установленными социальными нормативами и условиями [2].

В настоящее время  категории малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Одной из характерных  черт данной помощи является то, что  она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Главное же, что характеризует  сегодняшнее социально-экономическое  положение, - подавляющее большинство  населения попало в зону риска. Бедным может стать любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях [8.24].

Следующей чертой государственной  социальной помощи является то, что  она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Под субсидией понимается целевое назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством, кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме.

Отличительной чертой государственной  социальной помощи является её временный  характер. В соответствии со ст.6 Закона “О государственной социальной помощи”  она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер [1].

Современная экономическая  ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов. Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие.

Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется [8.53]:

- восстановить роль  доходов от трудовой деятельности  как основного источника денежных  доходов населения и важнейшего  стимула развития производства  и повышения трудовой активности  работников;

- обеспечить справедливое  распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения,

- введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;

- стимулировать использование  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

- обеспечить взвешенность  в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

- усилить адресность  социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» целями оказания данной помощи являются [1]:

- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресное и рациональное  использование бюджетных средств.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний  день за чертой бедности и не могут  обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего, необходимо выделить то, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь.

 

2. Виды и целевые группы

 

Суть процесса обеспечения  адресности - это направление социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, и исключение тех, кто нуждающимся не является. В этой работе существуют три основных этапа:

1) выделение целевой  группы;

2) развитие методов  обеспечения адресности для идентификации  и направления ресурсов на  нужды целевой группы;

3) создание административной  структуры для реализации методологии  обеспечения адресности.

Целевой группой в  программах социальной помощи являются бедные. Преимущество адресной формы  социальной поддержки заключается  в том, что в условиях ограниченного социального бюджета она наиболее эффективным образом обеспечивает предоставление помощи именно тем, кто в ней реально нуждается [7.65].

Методы обеспечения  адресности, или механизмы адресности, предусматривают наличие в программе  социальной поддержки определенных процедур для определения права на участие в программе, то есть выделения тех людей, которым будет направляться социальная помощь. Когда заявитель обращается в органы социальной защиты, получение помощи непосредственно зависит от методологии обеспечения адресности. Важную роль играют также такие факторы, как продуманность стратегии распространения информации, чтобы бедные смогли узнать о возможностях получения помощи, доступность местных органов социальной защиты и наличие должного контроля за исполнением программы на местном уровне. Тем не менее, именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в денежном или другом виде.

Методы обеспечения  адресности для своего воплощения требуют тщательного сбора, оценки и проверки достоверности информации о претендентах на социальную помощь. Подобная информация может группироваться по трем основным направлениям [8.56]:

1. Социальные и демографические  характеристики. Могут включать  в себя сведения о числе и возрасте детей в семье, инвалидности, беременности, семейном положении, наличии престарелых членов семьи, месте проживания, месте работы и т. д.

2. Доход. Обычно учитывается  заработная плата на основном  и других рабочих местах, самозанятость, трансферты от государства в денежной или иной форме (пенсия, детские пособия) и неофициальный доход.

3. Имущество. Оценка  имущества обычно включает в  себя учет принадлежащих заявителю  или домохозяйству объектов недвижимости, автомобилей, сберегательных счетов, земельных участков и другого имущества, отражающего уровень благосостояния домохозяйства.

Различные методы обеспечения  адресности предусматривают сбор различной  информации о претендентах на социальную помощь, а также разные способы  определения уровня нуждаемости на основе этой информации. Выделяют три основных типа механизмов обеспечения адресности [5.78]:

Информация о работе Адресная социальная поддержка: виды и целевая группа