"Золотой" век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

ХIХ век уникален, многоаспектен, его этапами стали “золотой век” пушкинской поры, время нового взаимодействия народа и индвидума, когда человек оказывается в сложных трагических обстоятельствах разрушения великого уклада, вторжения техногенных структур в особую культуру России, что создавало внутреннюю динамику развития для нее, создает парадоксальный взрыв - взлет духа судьбы этноса в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Характеристики социокультурной эпохи. «Золотой» век русской культуры………………………………………………………………….4
2. Литературная классика………………………………………………….9
3. Классицизм и реализм, их проявления в литературе, архитектуре России XIX века………………………………………………………...16
4. Живопись в России XIX века………………………………………….23
5. Заключение……………………………………………………………...25
6. Список используемой литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

Старый Петербург, оставленный  нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими  русскими и иностранными архитекторами,- это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

            Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоениями разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. В палитру этого разностилья классицизм внес свои яркие краски.

После пожара в Москве были возведены  такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр (архитектор О.И. Бове), Манеж (тот же архитектор, инженер  А.А. Бетанкур), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На Красной  площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды. В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля -- дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

 

 

 

    1. Живопись и архитектура

Культурная жизнь России в первой половине XIX в.характеризовалась интенсивным  развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в.классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона иявлялся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П. Мартос, Ф.И.Толстой. С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника

А.Г.Венецианова, с любовью писавшего  среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова- пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принесла К.П.Брюллову

европейскую славу. Ярким представителем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской

живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького

человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры. Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России. Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века. Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии. Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и Александрийский театры. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

 

 

Список используемой литературы

  1. “Введение в историю русской культуры” Кондаков И.В.  Москва 1998г.
  2. «Золотой век» русской культуры. - М.: Инфра-М, 2000 г.
  3. История Русской культуры. В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С.Ушаков. 2001 г.
  4. История русского искусства. 2003г.
  5. Изобразительные искусства и архитектура. - М.: Радуга, 1998г.
  6. “Культурологи. История мировой культуры”. Маркова А.Н. Москва “Юнити” 1998г.
  7. “Мир русской культуры. Энциклопедический справочник”. Москва   1997г. Санкт-Петербург 1997г. 
  8. “Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М. Москва “Просвещение”2002 г.
  9. Очерки по истории русской культуры. Милюков П. Н. - М., 2003г.
  10. Электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г.

 

 

                                                                          


Информация о работе "Золотой" век русской культуры