Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн в семье музыканта. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17 декабря. Семья Бетховена была родом из Голландии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Его отец Иоганн (1740—1792) был певцом в придворной капелле, дед Людвиг (1712—1773) служил там же сначала певцом, затем капельмейстером. Появление мальчика ни сколько не обрадовало отца, дети мало занимали его. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвиг встал на ноги и подрос.

Содержание работы

Детство композитора.
Юность Бетховена.
Переезд в Вену. Расцвет творчества.
Игра Бетховена.
Бетховен – композитор.
Героические годы.
Бетховен и Гете.
Ученики Бетховена.
Разочарования и поиски
К новым берегам…
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

произведения Бетховена.docx

— 171.54 Кб (Скачать файл)

                      Московский финансовый колледж

                 Филиал ФГОУ ВПО АБиК Минфина РФ.

 

 

 

 

 

                     

 

                          Реферат по культурологии

                                         на тему:

          «Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Москва 2009г.

 

                                 Содержание:

 

  1. Детство композитора.
  2. Юность Бетховена.
  3. Переезд в Вену. Расцвет творчества.
  4. Игра Бетховена.
  5. Бетховен – композитор.
  6. Героические годы.
  7. Бетховен и Гете.
  8. Ученики Бетховена.
  9. Разочарования и поиски
  10. К новым берегам…
  11. Список использованной литературы.

 

                        Детство композитора.

          Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн в семье музыканта. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17 декабря. Семья Бетховена была родом из Голландии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Его отец Иоганн (1740—1792) был певцом в придворной капелле, дед Людвиг (1712—1773) служил там же сначала певцом, затем капельмейстером. Появление мальчика ни сколько не обрадовало отца, дети мало занимали его. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как  Людвиг встал на ноги и подрос.

   Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе гремело тогда имя Моцарта: каждый мог порассказать тогда немало историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. Сначала он учил Людвига играть на клавесине, затем музыкальные друзья отца научили его играть на скрипке, органе, альте. По семь — восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего заставлял играть на фортепиано. Скорее всего, в таких случаях им руководило желание продемонстрировать друзьям, приходившим с ним после веселой вечеринки, успехи маленького музыканта. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. Отец был вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишена возможности уделять ему время и внимание. Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину своих предков. Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал с ним заниматься, а когда мальчику исполнилось десять лет, забрал его и из школы. Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. С двенадцати лет мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста. Тяжелое, безотрадное детство!

С учителем Бетховену долго  не везло. За четыре года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного композитора, был так же жесток как Иоганн. Вскоре он был изгнан из театра, что подтвердило его никчемность, как клавесиниста. На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во время церковной службы. Затем был еще один монах, Ханцман. И, наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте.

Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования.

Общее образование Бетховена  было еще более отрывочным и несистематичным. Но, не смотря на это, он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь. Любимым его чтением была античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера. Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым.

 

                                             Юность Бетховена.

В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формирования взглядов и вкусов. Это был Христиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли, присутствовал на репетициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места.

Бетховен упорно работал  под руководством Нефе, нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывал Бетховену великое будущее, говорил, что тот станет вторым Моцартом. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира - Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым крепкую основу для развития его творчества. Талант композитора, наконец, получил должную поддержку. Учитель помог Бетховену также, и напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широко образованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении.

Благодаря трудолюбию и терпению в 1783 году (в 13 лет) Людвиг становится придворным музыкантом.

Постепенно Бетховен завоевывает  признание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учиться у Моцарта. И, скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену. Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношу размахом музыкальной жизни. В этом городе все пело.

Незадолго до приезда Бетховена  в Вене были поставлены две оперы Моцарта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал, Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Тот импровизировал на заданную Моцартом тему. И Моцарт сказал: " Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взять несколько уроков у Моцарта, но внезапное известие о тяжелой болезни матери заставило его поспешно покинуть Вену. Вернувшись в Бонн, Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось, подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Но это не сломило Людвига, потеряв мать, он стал главой семьи и занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдова придворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство в душу 17-летнего юноши, Бетховен посвятил ей свои ранние произведения.

Бетховен с первого  взгляда привлек к себе внимание.  У него характерная, запоминающаяся внешность. Перенесенная в 17 лет оспа навсегда оставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийся Боннский университет на философский факультет. Как раз в это время (1789 год) по другую сторону Рейна, во Франции, свершилось великое событие — революция. Были провозглашены свобода, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие стремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Одухотворенный революцией, он сочинил «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». Заветам революции он остался верен всю жизнь. Юноша был полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

 

                   Переезд в Вену. Расцвет творчества.

В первых числа ноября 1792 года Бетховен навсегда простился с родным городом. Последнее, что он видел на родине, - величественный Рейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира – в Вену - навстречу успехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие. В то время Вена была одним из наиболее крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в концертах. Виртуозы соревновались в своем исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили всемирно- известные музыканты: Гайдн и Моцарт. На улицах и площадях Вены играли народные музыканты (в таких народных ансамблях участвовал когда-то и Гайдн).

Йозеф Гайдн – учитель Бетховена.

Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разным поколениям, но и  к разным эпохам. Их взгляды на жизнь  и искусство формировались по-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути, отражая  в своем творчестве идеи и чувства  бурного революционного времени.

После Гайдна учителем Бетховена  около полутора лет был Иоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал, что Бетховен ничему не научился у него. Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Антонио  Сальери.

      Переезд Бетховена в Вену и вся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию таланта композитора.   Первое публичное выступление Бетховена  в  Вене  состоялось  30марта 1795  года.  Это была  благотворительная "академия" в пользу вдов и сирот музыкантов.

       Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игру сравнивали с извержением вулкана, а самого Бетховена с Наполеоном. Венцев поражали бурные импровизации молодого музыканта, богатство его фантазии. Клавесин, с его звонким, но быстро затухающим звуком, уже не удовлетворял Бетховена. Он начал играть на новом тогда еще инструменте — фортепиано. Изобретенный в начале XVIII столетия итальянцем Кристофори, новый ударно-клавишный инструмент начал вытеснять в эти годы своего скромного предшественника. Только фортепиано, способное издавать громкие, яркие и певучие звуки, смогло выразить грандиозные замыслы музыки Бетховена, передать необычайный характер его исполнения. Молодой виртуоз, в совершенстве овладевший техникой своего искусства, покорил слушателей, оставив далеко позади себя всех современных ему пианистов.

Бетховен  в 30 лет.

 

       Не менее поразительными для Вены, привыкшей к ясной и жизнерадостной музыке Гайдна, к изящной и выразительной музыке Моцарта, были произведения Бетховена. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила и мощь «Героической симфонии» говорили о каких-то новых чувствах, новых замыслах, порою остававшихся еще непонятными, но потрясавшими и покорявшими слушателей. Имя Бетховена ставят в один ряд с венскими классиками Гайдном и Моцартом.

      Да и сам Бетховен как человек, его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он был к тому же слишком небрежно и просто, по понятиям того времени, одет. Все это резко выделяло его среди постоянных посетителей богатых гостиных, отличавшихся галантными, изысканно-вежливыми манерами. Нередко Бетховен был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не переносил их высокомерного или снисходительно-покровительственного отношения к музыке, за которым зачастую скрывались невежество и ограниченность ума. В одном из писем Бетховена есть такие слова: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один».

     С детства привыкший к труду, композитор был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. Однажды, находясь на курорте возле Вены, он стремительно прошел мимо императрицы, едва прикоснувшись к шляпе. Придворное общество принуждено было расступиться и уступить ему дорогу. А в это время Гёте, знаменитый немецкий поэт, автор «Фауста», стоял на краю дороги без шляпы, с низко склоненной головой. Эту встречу запечатлел на своей картине немецкий художник Ромлинг.

     Но друзья композитора (Стефан Брейнинг, доктор медицины Вегелер, скрипач Аменда, граф Брунсвик, князь Лихновский) знали и «другого» Бетховена — веселого, отзывчивого. Его голубые глаза светились добротой и нежностью. «Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», — говорил он. Подобно Моцарту, Бетховен часто терпел нужду и лишения. Но он не стал придворным музыкантом, безропотно выполняющим приказания и капризы своих хозяев.

                                Игра Бетховена.

     Манера игры Бетховена резко противостояла распространенному стилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой, "жемчужной" техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIII века. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ей связанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна быть слышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычком по струнам. широко использовал педаль (а к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Информация о работе Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена