Жизнь и творчество А.А. Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности поэтического мира Анны Ахматовой.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть краткий биографический путь автора;
- проанализировать особенности творчества поэтессы;
- отметить значение творчества Анны Ахматовой.

Файлы: 1 файл

Ахматова Анна Андреевна.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Ахматова Анна Андреевна

(1889 - 1966)

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что голос Ахматовой, как поэта долго не был слышен, хотя поэт не прерывал своей деятельности. Творчество крупнейшего русского поэта XX века А. Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить творческий путь Ахматовой без купюр и изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности поэтического мира Анны Ахматовой.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- рассмотреть  краткий биографический путь  автора;

- проанализировать  особенности творчества поэтессы;

- отметить  значение творчества Анны Ахматовой.

Объектом курсовой работы является творчество Анны Ахматовой.

Предметом курсовой работы является анализ поэтического мира А.Ахматовой.

 

 После  того как в 1905 году семья родителей  распалась, мать с детьми переехала  в Евпаторию, оттуда в Киев. Там  Ахматова окончила гимназию и  в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. В 1910 году вышла замуж за Н С. Гумилева. Вместе с ним была в 1910 и 1911 году в Париже, в 1912 - в Италии. В 1912 году родился единственный сын - Л. Н. Гумилев, известный историк и этнограф.

 По воспоминаниям  Ахматовой, первые стихи она написала  в 11 лет, но они не сохранились. Первое стихотворение было напечатано  в 1907 году в парижском журнале "Сириус", издававшемся Н. С. Гумилевым, но затем последовал перерыв  до 1911 года.

 

 Тогда  Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием "Вечер".

 Здесь  начинают проявляться черты, на  многие годы определившие ее  творческую репутацию: напряженность  любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини, ориентация на современную разговорную речь.

 

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь – уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

 

"Вечер" имел значительный успех, но подлинная известность пришла к поэтессе после выхода в свет сборника стихов

 

Не просто благосклонно, а восторженно была встречена вторая книга стихотворений Анны Ахматовой «Чётки» (1914). Именно «Чётки» сделали Ахматову знаменитой, не просто принесли известность в узком кругу любителей изящной словесности, а настоящую славу.

В сборнике "Четки" противоречия в характере героини усиливаются, вступают в смертельную схватку. Создается впечатление, что они готовы разорвать ее в этой борьбе. Игра в любовь заходит слишком далеко, становится нестерпимой страстью, мукой. Неслучайно сборник открывает стихотворение "Смятение".

 

 

Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился - он что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

 

 Третий  сборник стихов Ахматовой "Белая  стая" (1917) отличается расширением  тематического репертуара поэтессы. В этой книге заметное место  стали занимать темы, касающиеся  не только личных переживаний, но и теснейшим способом связанные с событиями войны и приближающейся революции. В стихотворениях происходит решительное изменение поэтической манеры Ахматовой, на смену интонациям живого разговора приходят интонации одические, пророческие, что влечет и смену в стиховом плане. Вместе с тем поэзия времени "Белой стаи" все больше и больше насыщается цитатами из лирики пушкинской поры. Это позволяет выделить в творчестве Ахматовой особый "пушкинский слой", который со временем становится все более насыщенным.

 

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днём, -

Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве.

 

 В поэзии  Ахматовой находим отклики и на события современности, особенно политические. Особое место среди этих откликов занимают стихи, написанные вскоре после Октябрьской революции. В стихотворении "Когда в тоске самоубийства..." (1917), которое в поздней редакции начинается строкой "Мне голос был. Он звал утешно...", открыто говорится о неприятии поэтессой революционных событий, но одновременно с этим - о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний.

 

 Лирика  Ахматовой безраздельно принадлежит  своей эпохе, вобрала ее в себя. Время щедро одарило ее счастьем и горем, восторженным вниманием поклонников ее таланта и несправедливо суровыми обвинениями во враждебности ее музы народу, радостью дружбы и чувством горестного одиночества.

 

 В 1935 году  был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды - в 1935, 1938 и 1949 годах) Вместе со всем народом переживала поэтесса трагедию сталинских репрессий И когда одна из женщин, стоявшая рядом с ней, спросила шепотом: "А это вы можете описать?", Ахматова ответила: "Могу".

 Так  рождались стихотворения, вместе  составившие "Реквием". Поэма - это  и лирический дневник очевидца  эпохи, и произведение разительной  художественной силы, бездонное по своей глубине. Цикл "Реквием" не существует в поэзии поэтессы изолированно. Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии в ранней поэзии воплощаются как мотивы личные. ("Колыбельная" (1915), "Клевета" (1922), "Заболеть бы как следует в жгучем бреду " (1922), "Если плещется лунная жуть ." (1928) и др.).

 

 В свете  следующих событий в жизни  страны и в жизни Ахматовой  многие мотивы перечисленных  стихотворений выглядят как предчувствие  и предсказание. Начиная с 30-х  годов трагедийные темы у Ахматовой становятся общезначимыми Вариации тем "Реквиема" находим в ее поэзии с конца 30-х годов. Спустя два десятилетия после завершения работы поэме был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила строгую и лаконичную характеристику:

 Нет, и  не под чуждым небосводом,

 И не  под защитой чуждых крыл, -

 Я была  тогда с моим народом

 Там, где  мой народ, к несчастью, был.

 

Важнейшим рубежом на творческом пути Ахматовой стал 1941 год - начало Великой Отечественной войны.

 Война  застала Ахматову в Ленинграде, который к осени стал фронтовым  городом, и поэтесса, как и все  ленинградцы, пронесла сквозь 900 дней  блокады невиданные в истории  человечества мужество и стойкость.

Говоря о стихах Ахматовой, написанных в военное время, отмечая и выделяя их гражданский и патриотический пафос, было бы неправильно умолчать о том, что в эти же годы и месяцы нередко, как отзвуки прошлого, прорывались стихи, продиктованные отчаянием и острым ощущением трагического одиночества.

 Но тот  прорыв в большой мир народной жизни, выражением которого была патриотическая лирика Ахматовой 1941-1945 годов, не прошел бесследно в ее творческой биографии.

 

 Мы знаем, что ныне лежит на весах

 И что  совершается ныне.

 Час  мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

 Как  закономерное продолжение патриотической  лирики военных лет прозвучали  в иное, мирное время написанные  в 50-е годы стихи "Говорят дети", "Песня мира", "Приморский  парк Победы".

Качаясь на волнах эфира,

 Минуя  горы и моря,

 Лети, лети голубкой мира,

 О песня  звонкая моя!

 И расскажи  тому, кто слышит,

 Как  близок долгожданный век,

 Чем  ныне и живет и дышит

 В твоей  отчизне человек.

 

 Одновременно  с поэзией Ахматова занималась  переводами мировой поэтической  классики, народной поэзии, стихов современных поэтов.

 Значительными  произведениями последнего творческого  периода были "Поэма без героя", "Путем всея земли", цикл "Северные  элегии".

 Как  итог сложно прожитой жизни  звучат заключительные строки  автобиографии, написанные сильной, умной, стойкой, самоотверженной, романтической, женственной, свободолюбивой, талантливой, преданной, Анной Ахматовой в предисловии к изданному в 1961 году сборнику стихов:

"Я не  переставала писать стихи. Для  меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество А.А. Ахматовой