Живопись 30-40 годов в Советском Союзе. Социалистический реализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Социалистический реализм, соцреализм -- одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX--XX вв.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 17.45 Кб (Скачать файл)

Живопись 30-40 годов в Советском  Союзе. Социалистический реализм.

 

 Живопись 30-40 годов в  Советском Союзе. Социалистический  реализм

 

Социалистический реализм, соцреализм -- одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX--XX вв.

Социалистический реализм  в СССР был официально одобренным (с 1932 года) партийными органами художественным методом в литературе и искусстве.

История возникновения и  развития

Термин впервые появился в советской печати в «Литературной  газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи  с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при  этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств  реализма. Художник должен был служить  своими произведениями строительству  социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете  идеалов социализма. Понятие «реализм» -- литературное, а понятие «социалистический» -- идеологическое.

Принципы соцреализма

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как  правило, героями соцреалистических  произведений становились рабочие  и крестьяне.

Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск  новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.

Конкретность. В изображении  действительности показать процесс  исторического развития, который  в свою очередь должен соответствовать  доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

Довольно пёструю картину  являло собой и изобразительное  искусство 20-х гг. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний  день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и  труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать  жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её.

 

В другом творческом содружестве -- ОСТ (Общество станковистов) -- объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа -- развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал не в творчестве своих предшественников -- художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях.

 

Борис Еремеевич Владимирский

 

Борис Еремеевич Владимирский (27 февраля 1878, Киев -- 12 февраля 1950, Москва) -- советский художник и график. Один из виднейших представителей социалистического реализма в живописи.

 

Родился в 1878 году в Киеве. С 10 лет начал рисовать, в 1904 году окончил Киевское художественное училище. Учился у М. К. Пимоненко и И. Ф. Селезнева. В 1908 году -- Мюнхенскую Академию художеств у К. Марра и А. Вагнера. Первая выставка состоялась в 1906 году. В 20-е годы заведовал художественной студией имени Свердлова в Кремне. С 1922 года член АХРР (Ассоциации художников революционной России), один из создателей этой организации. Работал художником в газете «Правда».

 

Борис Владимирский принадлежал  к числу официально признанных художников. Его картины разнообразны по тематике -- портреты государственных деятелей, быт советских людей, пейзажи. Сам художник объявлял целью своего творчества «реально-импрессионистическое изображение жизни быта рабочих и крестьян».

искусство соцреализм художник

 

Горелов, Гавриил Никитич

 

Гавриил Никитич (Никитьевич) Горелов 3 апреля 1880, село Покровское (бывш. Клинский уезд) Московской губернии, ныне Волоколамского района Московской области -- 16 августа 1966, Москва -- русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (1953), лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

 

Окончил Пензенское художественное училище (1903), учился у К.А. Савицкого[1], потом в Петербургской Академии художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 г.). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок (1912--1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище.

 

В 1925--1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др. В 1937-1938 гг. преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (МГАХУ пам. 1905г.)[2]. В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер -- от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).

Сергей Тимофеевич Конёнков

 

Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля 1874 -- 9 декабря 1971) -- знаменитый русский (советский) художник, скульптор, народный художник СССР, член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии (получил в 77 лет), кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда.

Лауреат Ленинской премии. Награждён орденом Ленина, Герой  Социалистического Труда.

Работы Сергея Конёнкова:

Кора

Купальщица

Нищая Братия, 1917

Дом-Музей в Москве


Информация о работе Живопись 30-40 годов в Советском Союзе. Социалистический реализм