Западные и Восточные типы культуры. Смысловая и ценностные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….3
1. Восточная культура.………………………………………………………5
2. Западная культура……………………………………………...................8
3. Сравнительная характеристика двух культур……………….................12
Заключение…………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………........27

Файлы: 1 файл

ЗАПАД-ВОСТОК ТИПЫ КУЛЬТУР-РЕФЕРАТ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Отсюда возникает необходимость  реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов традиционных цивилизаций (Китай, Индия, Арабский мир. Латинская Америка, Африка). На этом фоне выявляется специфика и уникальность Запада, начиная с античности. Уже на этом этапе исторического развития представлена многообразная палитра мировых культур, что и позволяет в дальнейшем охарактеризовать их современное состояние, как синтез традиционного и универсалистски научного, западного, характерный для современных процессов глобализации. Естественно, что при таком подходе западная цивилизация выступает глобальным фактором современного мира, что позволяет, обратившись к многообразию традиционных культур, проследить, как реализовался в них европейский импульс, как он способствовал их трансформации в условиях диалога культур и усвоения европейской по происхождению «научной культуры».

Необходимо учитывать  проблемы, порожденные техногенной  цивилизацией, что и предполагает рассмотрение их в особой плоскости  «судеб западной культуры в двадцатом  веке».

Проблема состоит в  том, чтобы реконструировать онтологический проект западной цивилизации, предполагающий возможность постоянного самообновления, кумулятивный эффект которого вылился в современные технические достижения и создание массового общества. Наука, в том виде, в каком создали ее греки, уже представляет собой результат культурного переворота, тех предпосылок, которые должны были воспроизводиться в истории Запада, обеспечивая его онтологическую целостность. В сравнении с Востоком — это мобильность, страт самообновления. Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своем самосознании. Радикальность, которую привнес в мир Запад в своем тысячелетнем развитии, понимается и конкретизируется, если поставить вопрос, почему наука и техника возникли лишь на Западе? К. Ясперс, выделяя VIII—VI вв. до н. э. как период радикальных перемен в мировой истории («осевое время»), ставит вопрос: «Обладал ли Запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху? Заложено ли было уже в осевое время то, что позднее явило себя в науке?»

Восточные цивилизации  базирутся на традиционном типе культуры. Традиционная культура предполагает развитие аграрной сферы и ремесла. Технологии здесь не меняются на протяжении столетий, а некоторые — тысячелетий. Обновление не происходит, превалируют традиция и священный авторитет. Соответственно обучение — это овладение традицией, обычно в религиозной форме. Восточные культуры не только сохраняют традиционные технологии и традиционный способ жизни, но они прежде всего остаются культурно-интровертными, направленными в себя, к сознанию и самосознанию. Интровертная культура Востока настраивает на изменение внутреннего, но не внешнего мира человека, не природы и окружающей среды, все это объявляется священным и неизменным. Соответственно традиционные культуры Востока оставались неизменными на протяжении тысячелетий, но они не обращались к рациональным проблемам. Превалировали эстетические ценности и связанные с ними установки. Традиции, церемонии, культ предков — все это делает устойчивым принятый социальный порядок. Традиционный образ жизни, традиционная культура характеризуют не только Восточные цивилизации, но и цивилизации Латинской Америки, России и даже развитых европейских стран, где они представлены в остаточном виде.

Запад как культурная целостность получил исходный импульс  от греческой цивилизации в антропологической  области. Античная культура и цивилизация  — это культура агонального (состязательного) типа. Состязательность и возникший  на ее основе разум стали основанием для возникновения европейской культуры. Постоянное социальное обновление, культурное новаторство, делают возможным, в частности, одновременное зарождение в Греции истории, философии и художественной литературы. В исторически короткий период времени греки создают шедевры в области науки, искусства и архитектуры, т. е. очеловечивают мир, приспосабливают его к человеческим меркам. Философские произведения, трагедия и комедия, лирика и наука — все это в сочетании с необычайным расцветом общественной жизни получило название «греческого чуда». Древний грек действительно создал мир для человека и во имя человека и этим человеком оказался он сам.

Древнегреческая демократия, в частности, была бы невозможна без  развитого личностного сознания, грамотности и правовой подготовки, что в свою очередь требовало рациональной правовой идеи. Философия греков, провозглашавшая победу логоса над мифом, также отвечала потребностям личностной ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к универсальному способу решения всех проблем и нахождения нового, неожиданного решения. Полисный рационализм и философский космологизм содержат базовый конструктив античного интерьера — представление о «природности» античного человека. Завершенный статический мир, в котором отсутствует актуальная бесконечность, допускает существование бесконечного в модусе возможного, как последовательности этапов и состояний, т. е. как бесконечной возможности осуществления.

Такая позиция объясняет, конечно, и финитизм античного мышления, его стремление к обоснованию целесообразности. Но такое мышление предполагает и наличие человека в этом целесообразно устроенном, завершенном и ограниченном мире. Единство человека с природой и возведение ее в труднопостижимый, но не трансцендентный абсолют предполагает эстетическое видение мира, созерцательность, стремление к мере и порядку, рассмотрение мира таким, каким он должен быть для того, чтобы быть познанным. Гордый, самодовлеющий человек опирается на возможности разума и изгоняет из мира все мистическое, непознаваемое и непознанное и этим очеловечивает мир, создает космический интерьер, позволяющий ему всюду чувствовать себя дома и на краю Ойкумены реализовывать свои честолюбивые замыслы и устремления.

Переход к средневековой эпохе ознаменован обращением к личному духовному абсолюту, отбрасывается античный принцип «из ничего не рождается нечто» и утверждаются принципы креационизма и провиденциализма. Рациональное оказывается далеко не главным в человеке, открываются другие, более глубокие измерения личности: вера, надежда, любовь. Преодолевается изначальная установка на рациональный порядок и меру, резко возрастает интерес к тайне и открывается бездонность, неисчерпаемость личности и ее производность от трансцендентного абсолюта. Человек — слабое, несовершенное существо, не теряющее, однако, возможности единения с абсолютом и нахождения в нем поддержки и спасения. Настоящее теряет свою самодостаточность, оно должно быть одухотворено присутствием Всевышнего, который структурирует не только природу, но и социальность.

Христианская религия  и основанная на ней культура создают  новое историческое основание целостности  Запада: христианский Запад противостоит мусульманскому Востоку, но в тоже время  появившееся со времен Диоклетиана (293 г.) и официально закрепленное в 395 г. деление Римской империи на Западную и Восточную сохраняется и углубляется в противопоставлении католического Запада православному Востоку. И все же есть основания говорить о цивилизационнои преемственности между Римской империей и Западной Европой (сохранение латыни, правовых и философских традиций), о так называемом «романском» начале и синтезе его с «германским» (племенным) началом, что в результате дает необычайный социальный эффект: феодализируещееся общество, в котором большую роль начинают играют правовые нормы и сословные ограничения, перед которым маячит на горизонте истории заманчивый образ античности — блестящего и неповторимого прошлого. С этим связаны и неоднократные попытки «возродить» его.

Переход к современному состоянию Запада связан с обмирщением средневековой культуры («осень средневековья») и секуляризационными процессами, которые не только характеризуют религиозную ситуацию в западной культуре, но и обнаруживают свою антропологическую значимость, а именно, последующие изменения христианской личности, связанные с возрожденческой парадигмой и идеями Реформации, и вытекающие из этого парадоксы и проблемы личности в культуре Запада XX в. Отныне традиционный образ средневекового Запада будет восприниматься через призму бессмертных творений Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Новый антропологический образ Запада, коренящийся в ее возрожденческих основаниях и упроченный в Новое время, не только возвращает доверие к силе и могуществу человека, но и открывает доселе неизвестную область его применения; актуально бесконечный мир и подлежащая безжалостному изменению природа.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа  жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Культуры Запада и  Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование  общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно – экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.

Восток, во многом в противоположность  Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания  или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек  католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».

Для того, чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.

Бурно развивающийся  запад с его стремлением к  новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

Эти культуры очень различны, но с другой стороны они дополняя друг друга образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурные цивилизации – Восток и Запад.

Список литературы

 

  1. Васильев Л.С. История Востока : в 2 т. Т.1 : Учеб.по спец. «История» / Л.С.Васильев. – М. : Высш.шк., 2003. – 512 с.
  2. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. - 560 с., ил.
  3. Делорм Ж. Основные события Древнего мира. Пер. с франц. А.В.Голубкова. – М. : Астрель, АСТ, 2004. – 160 с.
  4. История Востока. Том 1 Восток в древности. – М. : Издательская фирма Восточная литература РАН, 1997. – 688 с., карты
  5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Сост. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с.
  6. Фуше М. Европейская республика. Исторические и географические контуры: Пер. с фран. В.П.Серебренникова и Т.Н.Серебренниковй. – М. : Международные отношения, 1999. – 168 с., ил.
  7. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. – СПб. : Евразия, 2002. – 478 с.

 

 

 

 

 

 

1 История Востока. Том 1 Восток в древности. – М. : Издательская фирма Восточная литература РАН, 1997. – С.70

2 Васильев Л.С. История Востока : в 2 т. Т.1 : Учеб.по спец. «История» /* Л.С.Васильев. – М. : Высш.шк., 2003. – С.51

3Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Сост. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М. : Политиздат, 1992.-  С. 194-195

4 Фуше М. Европейская республика. Исторические и географические контуры: Пер. с фран. В.П.Серебренникова и Т.Н.Серебренниковй. – М. : Международные отношения, 1999. – С.35

5 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. – С.146-147

6 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. – С.104




Информация о работе Западные и Восточные типы культуры. Смысловая и ценностные характеристики