Западноевропейские игровые концепции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений — важнейшего его достояния.
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидуму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

2) актуализация классического культурного наследия (позитивная "феноменология духа", органически связанная с общим критическим аспектом, включающая в себя всю европейскую культуру и перерастающая в духовный синтез Востока и Запада),

3) постановка проблемы  мировоззренческого обоснования культуры (культурного синтеза). В "Игре в бисер" Гессе рассказывает историю несуществующей на свете провинции Касталии - особого Педагогического ведомства, - царства духовной самодисциплины и духовного достоинства, порядка и гармонии. Трудно писать о вещах несуществующих! Во введении в историю книги Гессе объясняет свою позицию: нет ничего, что меньше поддавалось бы слову и одновременно больше нуждалось бы в том, чтобы людям открывали на это глаза, чем кое-какие вещи, существование которых нельзя ни доказать, ни счесть вероятными, но которые именно благодаря тому, что благочестивые и добросовестные люди относятся к ним как к чему-то действительно существующему, чуть-чуть приближаются к возможности существовать и рождаться. Роман воспринимается как предупреждение писателя о грозящей гибели великой гуманистической культуры.

По сюжету книги Касталия отделялась от большого мира по мере того, как этот мир предавал забвению идеи Истины, Добра и Красоты и избирал  для себя более ложные пути, по мере того, как общество входило в эпоху духовного кризиса, названного Гессе "фельетонной эпохой". Это была в особенной мере мещанская и приверженная глубокому индивидуализму эпоха. Хаос стал ее главной чертой, мысль утратила свою чистоту и остроту, и могла создаться ситуация, что и автомобиль не тронется с места, и корабль собьется с курса. В условиях хаоса культуры возникло неудержимое стремление одуматься, вновь обрести общий язык, вернуться к упорядоченности, к добрым нравам, к истинной мере вещей, к такой азбуке и такой таблице умножения, которые не продиктованы интересами властей и не подвержены ежеминутным изменениям. Возник неимоверный голод по истине и праву, тяга к разуму, к обузданию хаоса. И в водовороте крушения родилась прекрасная Касталия.

Высшим занятием кастальцев была Игра стеклянных бус. Правила и язык Игры представляют собой разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, прежде всего математика и музыка. Игра в бисер - это игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры. Всем опытом и всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его творческие эпохи, всем, что последующие периоды ученого созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием. Игра в бисер охватывает весь духовный космос. Мастер, владея игрой стеклянных бус, теоретически может воспроизвести все духовное содержание мира. Как у всякой великой идеи, у Игры, собственно, нет начала, она существовала всегда. Гессе находит ее прообраз во многих прошедших эпохах, например у Пифагора, у древних китайцев, на вершинах арабско-мавританской духовной жизни, у философов, романтиков и т.д. Но свою законченную форму Игра обрела в наше время. Современная культура не знала, что делать со своей духовностью, не сумела отвести духовности подобающего ей места и роль в системе жизни и государства. И Игра оказалась по ту сторону реальной культуры - замкнутый прекрасный мир, отчужденный от жизни.

Обнаруживая заинтересованность идеей Игры, Гессе проанализировал  ее возможности, искушения и опасности, стерегущие культуру на этом пути; рассмотрев все возможные варианты, он снял игровую альтернативу как несостоятельную. Т.о., его роман стал блестящей критикой элитарного пути спасения культуры.

Подводя итог своим рассуждениям, Гессе утверждает, что об утрате ответственности за культуру свидетельствуют как отказ от суверенности духовной культуры, так и элитарная отделенность от насущных жизненных проблем. Высшее предназначение интеллигенции заключается в служении культуре и в служении обществу. (Имя главного героя романа - Кнехт, что значит Слуга.) Гессе сам называет Игру стеклянных бус " символической и многозначительной формой исканий совершенства". Семантическое поле Игры моделирует у Гессе в основном сферу эстетической деятельности, которая рассматривается им как деятельность, организующая все сферы жизни общества и человека на основе порядка и ясности, благочестия и гармонии. Эстетический уровень в построениях писателя по сути является выражением морально-жизненного, синтезом разрозненного многообразия духовной и материальной жизни. Мировоззренческий фундамент Игры строится на признании закономерной связи интеллектуальной, нравственной и эстетической сфер. Гессевская модель культуры зиждется на строгой духовной иерархии. Высший принцип Кастальской провинции - стирание индивидуальности, подчинение отдельного лица Ордену. Вот рассуждение писателя по этому поводу: "Если присмотреться по пристальней, то идеал этот был знаком уже с древности: образ "мудреца" или "совершенного человека" у древних китайцев, например, или идеал сократовского учения о добродетели почти не отличим от нашего идеала, да и некоторым крупным духовным корпорациям были знакомы сходные принципы, например римской церкви в эпоху ее подъема, и иные величайшие ее фигуры, скажем святой Фома Аквинский, кажутся нам, наподобие раннегреческих скульптур, скорее классическими представителями каких-то типов, чем конкретными лицами". Гессевская модель культуры, как это ни парадоксально, не ориентирована на творчество. В Педагогическом ведомстве не поощряется создание новых художественных произведений, поскольку в современном хаотичном мире не может быть создано что-либо ценное. Нетворческий эпигонский дух Игры обращен к культуре прошлого, с ее чистотой и благородством. Встает важнейшая проблема толкования культуры - проблема герменевтики.

В поисках совершенства Гессе обращается к классической музыке, к музыкальному структурализму 20 в., а также анализирует различные  воспитательные модели. Гессе пытается осмыслить кризис буржуазного сознания в пределах возможностей духовной культуры, не затрагивая коренных социальных устоев общества. Он не дает ответа на многие важные вопросы современности, но неукротимая воля к истине, искренность и талант ставят его в первый ряд культурологов 20 в.

 

Заключение

Понятие «игровая концепция» выдвинуто философом и культурологом Хейзинга. В своей книге «Человек играющий» он защищает тезис об игровом характере культуры, бросает вызов труду как культурообразующему фактору. По его мнению, игра старше культуры, игра предшествует культуре и творит ее—в этом суть концепции философа. Этой проблемой занимались также X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе и др.

Поэзия родилась в  игре и продолжала существовать в  игровых формах. Музыка и танец  были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в её первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как “живой плод, который освобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра”.

Таким образом, подлинная  культура не может существовать без игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.

 

Литература

 

  1. Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. - М., 1995.
  2. Культурология XX век : антология. - М., 1995.
  3. Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.
  4. Хейзинга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. - М., 1992.
  5. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс//Эстетика. Философия культуры. М.,1991.
  6. http://www.countries.ru/library/ideas/igra.htm
  7. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/FIL_XX/27.html
  8. http://lib.ru/GESSE/biser.txt

 

Тестовые задания

 

  1. а
  2. b, g, e, f, c
  3. b
  4. b
  5. b, c
  6. a, c, f
  7. b, f
  8. a
  9. d
  10. 3 a  1 b

5 b  2 d

2 c  3 a

4 d  4 c

1 e  5 e

  1. c
  2. d, e
  3. d, e
  4. d
  5. b, f
  6. a
  7. 1. a  2. b

          d       c

     f        e

          g

  1. b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопросов по своей теме*

 

48. Дайте определение понятий:

а) Демократия (от греч. — «равный народу») — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа.

б) Полис (от греч.— город) — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.

в) Агонистика - в Др. Греции соперничество или состязания, чаще всего в искусстве, поэзии или спорте. Название происходит от имени бога Агона.

г) Аристократия – а) форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей.

        б) привилегированный  класс общества, в основном состоящий  из представителей самых благородных  семей, знати.

д) Остраки́зм (др.-греч. «черепок, скорлупа») — в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Такому изгнанию на 10 (впоследствии на 5) лет подвергались лица, которых хотели выбрать в Архонты...( Вскоре они забывались народом.)

 

57.В эпоху средневековья в  Западной Европе преобладает:

а) католицизм,

б)православие,

в)протестантизм,

г)ислам.

 

       58. Выделите субкультуры в западноевропейском средневековье:

  1. клерикальная,
  2. рыцарская,
  3. студенческая,
  4. аристократическая,
  5. городская.

 

60.Мнение о средневековье как  «темном времени» сложилось в  эпоху:

  1. Возрождения,
  2. Реформации,
  3. Просвещения,
  4. Нового времени.

 

80. Какое определение лучше всего характеризует человека XIX века:

а) Homo Sapiens - человек разумный,

b) Homo Faber - человек производящий,

c) Homo Ludens - человек играющий.

 

__________________

* В связи с тем, что не удалось найти 5 вопросов в тесте методички по теме «Заподноевропейские игровые концепции культуры», привожу 5 любых вопросов и ответов теста.


Информация о работе Западноевропейские игровые концепции культуры