Западноевропейская цивилизация Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:13, доклад

Описание работы

Западноевропейская цивилизация Средневековья – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.
Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).

Файлы: 1 файл

Готический период Христианской культуры.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

Средневековое европейское  общество было иерархическим. Во главе  его стоял король - верховный сюзерен  всех феодалов. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся  вассалами короля. Получая земли (нередко это были целые области), они приносили присягу верности. Светские феодалы получали землю  под условие несения военной  службы и выполнения определенных обязательств. Такие владения назывались феодами. 
 
Крупные феодалы могли в свою очередь иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба - баронам или рыцарям - на тех же условиях. Рыцари уже не имели своих вассалов, в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавали землю в держание. 
 
Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху средневековья и самым многочисленным классом средневекового общества, На полученных от феодалов наделах они вели собственное хозяйство, располагали собственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству. 
 
"Расплатой" за землю была рента, которая существовала в трех формах: в виде барщины, натурального или денежного оброка. 
 
Означало ли это, что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Ситуация складывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал мог сам осуществлять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки, взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежали другому сеньору. 
 
С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку - сначала натуральному, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми. 
 
Еще одной прослойкой средневекового общества, тоже противопоставленной феодалам, но гораздо менее многочисленной по сравнению с крестьянством, были горожане. Многие средневековые города располагались на землях феодалов и были вынуждены подчиняться им, т. е. являлись своего рода вассалами. 
 
Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреватыми социальными конфликтами. Иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ее "ступени" на другую, хотя в принципе он был возможен. 
 
Однако в этом "разъединенном" обществе существовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого, частью коллектива. Общностей, которые объединяли людей по разным признакам, было великое множество. Общностями (еще их называют корпорациями) были сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века существовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город. 
 
У корпораций, как правило, была собственная казна, недвижимость, имелись уставы, часто - даже особая одежда и значки. Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решались на общих собраниях, больным и бедным оказывали помощь, устраивали совместные трапезы. 
 
Наиболее крупные общности (горожане, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовывали сословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что касается крестьянства, то оно вообще не сумело стать сословием, т. е. добиться признания своих прав на общегосударственном уровне.

Церковь и массы

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный  процесс. Во все уголки Европы рассылались  миссионеры. Новая религия постепенно овладевала варварским миром. 
 
Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали - одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Тем более что крещение часто происходило насильственно и отношение к язычникам совершенно не соответствовало христианскому гуманизму. 
 
Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятия о грехе и добродетели. Огромное цивилизующее значение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать свои собственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. 
 
При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для "простецов" была создана специальная литература, в которой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. Народ наделял святых чудодейственными силами и обращался к ним с просьбами о благополучии. Приходские священники, отслужив службу в церкви, шли в поле и там заклинали природу, чтобы она дала богатый урожай, словно языческие жрецы. Но христианские идеалы, пусть даже упрощенные, впитывались в сознание. 
 
Средневековый человек воспринимал мир иначе, чем мы. Одинаково реальными были для него мир видимый, окружающий его в повседневной жизни, и мир невидимый, в котором пребывают Бог и дьявол, ангелы и демоны. Считалось, что этот невидимый высший мир иногда может открыться человеку и при жизни - в снах или видениях. 
 
Судьба, ожидающая человека после смерти, - это был важнейший и, наверное, самый мучительный вопрос. Страх перед смертью соединялся со страхом перед Божьим судом, на котором предстоит лично отвечать за свои грехи, перед наказаниями в аду. Церковь учила, что история конечна и должна завершиться Вторым пришествием Христа и Страшным судом, на котором каждому воздается "по делам его". В Священном Писании не указана точная дата Страшного суда, и можно было только гадать, когда произойдет это событие. Несколько раз на протяжении средневековья ужас перед близким Страшным судом и возмездием охватывал большие массы людей. Это сопровождалось массовой истерией, по дорогам ходили толпы бичующих себя людей, появлялись "пророки" и "пророчицы", предрекавшие приближение всемирной катастрофы.

"Оппоненты"  церкви

Однако духовная жизнь  Западной Европы, опираясь на определенную систему представлений и церковных  догматов, разумеется, ею не исчерпывалась. Духовная культура, созданная в средние  века, поражает многослойностыо и разнообразием. 
 
Догматы церкви оспаривались еретиками - катарами (в переводе с греческого слово "катары" означает "чистые", валъденсами, которые считали земной мир творением не Бога, а дьявола, обителью зла и многими другими. Отрицая ценность земного мира, еретики отвергали установления общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ереси достигли такого размаха, охватив и низы, и верхи общества, что церковь учредила инквизиционные суды - священные трибуналы, подчиненные папе римскому. 
 
Иные идеалы, отличающиеся от тех, которые проповедовала и церковь, и еретики, развивались в средние века благодаря народной культуре и светской литературе. 
 
Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии, и в России) были бродячие актеры - жонглеры (скоморохи). Церковь еще в первые века своего существования осудила массовые зрелища за их греховность, за "неприличную" для христианина веселость, но не смогла искоренить их полностью. 
 
Народ долго хранил в памяти древние языческие праздники, которые по времени часто совпадали с христианскими: на Рождество и на масленицу (перед великим постом) по улицам деревень и городов ходили ряженые, на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Большой популярностью пользовались "праздники дураков", пародирующие церковную службу. Тогда низшее духовенство прямо в церкви, надев на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Все самое святое для средневекового человека подвергалось осмеянию. Как же относились к этому представители высшего духовенства? Нельзя сказать, чтобы церковь поощряла такие явления, но в целом отношение к традициям народной культуры было гораздо более терпимым, чем, скажем, к еретическим учениям. Церковь видела в этих взрывах необузданного, "мирского" веселья неизбежный и даже необходимый выход энергии. 
 
Устная народная культура проникала в письменную, причем в почти неискаженном виде. Церковь, боровшаяся с язычеством, тем не менее, сохранила образцы древнего мифологического эпоса. Ирландские монахи записывали старинные кельтские саги (эпические сказания о богах и героях); в 1000 г. была записана англосаксонская поэма "Беовульф"; в XII-ХIII вв. - исландский эпос "Старшая Эдда". 
 
Эпос продолжал развиваться в Западной Европе, приобретая новые, феодально-рыцарские черты. Французская "Песнь о Роланде" и испанская "Песнь о моем Сиде" воспевали вполне светские идеалы: мужество, верность долгу и патриотизм воинов. 
 
В письменной литературе светская тематика появилась достаточно рано, уже в XII в. Эту эпоху некоторые историки называют средневековым ренессансом. На юге Франции, в Провансе, в то время расцветала изысканная поэзия трубадуров, прославлявших любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни и красоту земного мира. Оттуда светская лирика распространилась в другие страны Европы. 
 
Одновременно зарождался рыцарский роман. "Роман о Тристане и Изольде", одно из самых известных произведений этого жанра, описывает любовь "сильнее смерти", которая преодолевает все препятствия, даже традиционные представления о грехе. 
 
Светское начало в целом, конечно, не разрушало в ту эпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейского средневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

 

  1. https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/zapadnoevropejskaa
  2. http://www.contrtv.ru/common/1717/
  3. http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=154

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Западноевропейская цивилизация Средневековья