Язык и символы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

1.5. Знаковые системы записи

На относительно высокой  стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного  языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типа является то. что они возникают на базе других знаковых систем оазговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

 

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а объективная и более абстрактная  единица — буква. Количество базисных знаков в системе существенно  уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренному изменению  в логике использования знаковой системы. Становятся возможными качественно  новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

 

Запись создает возможность  искусственно увеличить словарный  состав языка. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы  и правила. Это дает возможность  создание нормированного литературного  языка, обогащения и совершенствования  способов выражения мысли, на основе записи снимаются временные и  пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию  знаков — книгопечатанию.

 

Одним из важных направлений  развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль в современной науке  и технике.

 

Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст. В  современной интерпретации культурологии  текст не сводим к речевому акту или совокупности письменно зафиксированных  высказываний. Текст — это все, что искусственно сделано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т. д.). Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением. Таким образом, всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. С этой точки зрения, образно выражаясь, текст — это «плоть и кровь» культуры, а сама культура может быть интерпретирована так совокупность, определенная система текстов. Поэтому познание культуры означает познание текста.

 

Текст выступает как главный  носитель информации, и для познания того или иного культурного явления  необходимо навлечь эту информацию. Это значит, что требуется определить степень достоверности, содержащейся з нем информации и увидеть за ним ту "подлинную реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных методов исследования.

 

Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается  в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место  и значение в культуре и т. д. Все  это дает возможность объяснить  к объективно оценить его содержание. Таким образом достигается объективное познание-текста как исторического факта.

 

Тексты живут в истории, и в диалоге с ними новые  поколения осмысливают их содержание заново в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются  новым смыслом.

 

 

 

 

Заключение

Поскольку познание мира человеком  не свободно от ошибок и заблуждений, его концептуальная картина мира меняется, перерисовывается, тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений. Так, довольно часто для обозначения и передачи состояния эмоционального подъема говорящий использует фразеологизм воспарить душой, не осознавая, что это средство языка связано с архаическими представлениями о наличии внутри человека животворящей субстанции – души, которая мыслилась в мифологической картине мира  в виде пара и могла покидать тело, перемещаясь к небесам.

 

Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира). Она задает нормы  поведения человека в мире, определяет его отношение к миру. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (“концептуализации”) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему  взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка.

 

Таким образом, роль языка  и знаков состоит не только в передаче сообщения, но в первую очередь во внутренней организации того, что  подлежит сообщению. Возникает как  бы “пространство значений”, то есть закрепленные в языке знания о  мире, куда непременно вплетается национально-культурный опыт конкретной языковой общности. Формируется  мир говорящих на данном языке. То есть языковая картина мира как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике.

 

 

 

Список литературы

1.                Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в

 

2.                Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб,1995 г.

 

3.                Иванов А.П.  Духовные основы  церковного искусства. – Журнал  московской патриархии N5 1989, с.67.

 

4.                Иванов К. Многоликое Средневековье.  М., 1996 г.

 

5.                Любимов Л.Д.  Искусство древней  Руси.  -  М.,  Просвещение, 1974.

 

6.                Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М.,1997 г.

 

7.                Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское  рыцарство. Кемерово, 1998 г.

 

8.                Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология  в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.с.-81-86

 

9.                Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г.


Информация о работе Язык и символы культуры