Язык и нация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:33, лекция

Описание работы

Главным объединяющим признаком нации является именно язык, т.к. никакие общие идеи, культурные ценности и совместное хозяйство не могут существовать без единого понимания используемых в общении словесных знаков. Язык возникает одновременно с нацией, является ее творением, а также органом оригинального мышления нации. Как писал основоположник языкознания В.Гумбольдт, "язык есть дыхание, сама душа нации".

Файлы: 1 файл

языкозание сурс 2.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

Поделиться…

 

Рубрика: Религия и мифология

Вид: лекция

Язык: русский

Дата добавления: 11.09.2010

Размер файла: 60,4 K Полная информация о работе

Скачать работу можно здесь

 

 

Яндекс.Директ

Все объявления

Свежие вакансии!

Ищешь работу? Свежие Вакансии, Гомель на Job.ru

gomel.myjob.by

Продажа ножовок и топоров  оптом!

Большой выбор ножовок  и топоров.Низкие цены.Скидки.Доставка

Адрес и телефон stroyka5.ru

 

 

 

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте  форму, расположенную ниже.

Название работы:

E-mail (не обязательно):

 

Ваше имя или ник:

Файл:

 

 

 

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

 

 

Подобные работы

 

1. Субъекты и объекты  религиозного сознания. Субъект-объектное отношение религиозного отражения

 Сущность религиозного  отражения мира – религиозного  сознания. Объективно-идеалистическая  концепция сущности религии. Религия  как одна из форм общественного  сознания, объект религии и форма  отражения. Психологические основания  религиозного сознания.

реферат [22,9 K], добавлена 07.04.2010

 

2. Религии современного  мира

 Общая характеристика  всех значительных религий (Христианство, Ислам, Буддизм), их основных направлений  и течений, важнейших деноминаций.  Динамика религиозного состава  населения мира за последние  две тысячи лет и современное  распространение религий.

учебное пособие [262,9 K], добавлена 10.05.2009

 

3. География религий мира

 Понятие о религиозном  пространстве как соотношении  территориальных сфер влияния  основных религий. Религии мира, их основные ветви и число  последователей. Первоначальные формы  религий. Мировые и национальные  религии. География религий в  мире и России.

презентация [1,9 M], добавлена 08.02.2013

 

4. Функции и значение  религии

 Специфика религиозного  мировоззрения. Особенности структурного  плана религии. Социальные носители  религиозного сознания. Характеристика  и основные черты социальных  функций религии. Сущность и  значение религиозного мышления. Классификация мировых религий.

 

реферат [36,3 K], добавлена 13.03.2012

 

5. Мифологическое и религиозное  мировоззрение

 Структура и основные  черты мифологического сознания. Вера как основной принцип  религиозного сознания. Основные  мировые религии. Мифология как  систематизированная, универсальная  форма общественного сознания  и духовно-практический способ  освоения мира.

реферат [23,1 K], добавлена 14.03.2010

 

6. Церковнославянский язык  и его значение в современной  православной педагогике

 Образное богословие  как часть содержания православного  образования. Церковнославянский  язык, на котором совершается  богослужение в Церкви, его грамматические  формы. Цель преподавания церковнославянского  языка. История создания славянского  алфавита.

курсовая работа [1,2 M], добавлена 17.03.2011

 

7. Развитие славянской  мифологии

 Верования славянских  народов. Славянская мифология  и религия. Божества и природные  объекты, обоготворение природы.  Картина человеческого мира в  фольклоре. Мир стихий как божественный  комплекс. Представления славян  о душе и посмертном существовании.

реферат [19,6 K], добавлена 10.05.2011

 

8. Религия и религиозная  вера

 Религия как древнейшая  форма духовной культуры, ее происхождение,  структура, проблема происхождения  и роль в современном мире. Особенности религиозной веры  как основы любой религии. Сравнительная  характеристика основных групп  ныне существующих религий.

реферат [25,4 K], добавлена 10.02.2010

 

9. Принципы типологизаций  религии

 Конкретно-исторический и теоретические принципы типологизаций религии. Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий. Основные характеристики мировых религий. Нетрадиционные и альтернативные религии.

реферат [32,7 K], добавлена 23.11.2010

 

10. Проторелигии: тотемизм, анимизм,  фетишизм и магия

 Религия как историческая  категория культуры. Ее сущность, истоки и формирование. Концепции  соотношения ее с культурой.  Особенности древних форм религий:  тотемизма, анимизма, магии и фетишизма,  характеризующих верования и  обряды первобытного человека.

реферат [23,6 K], добавлена 17.05.2011

 

 

Другие работы, подобные Язык и религия как первые моделирующие системы человеческого сознания

 

 

 

Страница:  1   2 

 

 

Язык и религия как  первые моделирующие системы человеческого  сознания

 

1. Историческое введение: народы, языки и религии на  карте мира в прошлом и настоящем

 

1.1 Язык, религия и смежные  «измерения» человечества

 

Люди и группы людей  различаются множеством разнородных  признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетически: это признаки врожденные и не зависящие от воли людей - таковы, например, пол, раса, психический  склад, способности. Другие признаки обусловлены  социально - например, гражданство (подданство), образование, профессия, социальный и  имущественный статус, конфессиональная От конфессия (лат. confessio - признание, исповедание) - вероисповедание; религиозное объединение верующих, имеющее свое вероучение, культ, церковную организацию. принадлежность (или внеконфессиональность). При этом социальные характеристики отдельного человека по-разному зависят от его собственной воли и воли разных других людей или организаций. Например, человек, как правило, не выбирает свое гражданство, однако бывают и менее «автоматические» ситуации, когда имеют место те или иные волевые решения и выбор (достаточно указать в этой связи, на такие юридические понятия, как «изменение гражданства», «лицо без гражданства», «двойное гражданство», «лишение гражданства» и т.п.). Некоторые социальные черты могут наследоваться юридически, например имущественное положение; в феодальные времена человек наследовал также социальный (сословный) статус родителей.

 

Один параметр групп народонаселения, по-видимому, изменил свою природу: в первобытно-общинную пору этническая От этнос (греч. ethnos - племя, народ) - народ. Синонимические термины этнос, народ, этническая общность обозначают общее (родовое) понятие по отношению к таким этническим общностям, как племя, народность, нация. В этнодемографии и политологии понятия «народность» и «нация» иногда не различаются; иногда различия между ними трактуются по-разному. принадлежность основывалась на кровном родстве людей, входивших в род или племя. В последующие эпохи этничность (национальность) становится социокультурным измерением человека или группы людей, причем, согласно современному пониманию прав человека, национальное самоопределение индивида является его личным делом. Замечательный языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ, демократ и защитник прав национальных меньшинств, еще в 1913 г. писал, что «вопрос о национальной принадлежности решается… каждым сознательным человеком в отдельности»; «в области национальности без субъективного сознательного самоопределения каждого лица в отдельности никто не имеет права причислять его туда или сюда»; «вполне возможна сознательная… принадлежность к двум и более национальностям или же полная безнациональность, точнее, вненациональность, наподобие безвероисповедности или вневероисповедности» (Бодуэн де Куртенэ, 1913, 18-21).

 

В современных либерально-демократических обществах государство не фиксирует национальную принадлежность гражданина в документах, удостоверяющих его личность (например, в паспорте, который, впрочем, во многих странах не обязателен), и не «спрашивает» человека о его национальности (например, при переписях населения). В ряде полиэтничных стран (Финляндия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Испания, Турция, Пакистан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала) национально-языковая тема переписи ограничена вопросом о родном языке.

 

В опросном листе первой всеобщей переписи в России (1897 г.) не ставился вопрос о национальности, но был  вопрос о вероисповедании. Прямой вопрос об этнической принадлежности («национальности») был включен только в 1920 г. в программу  первой советской переписи населения; этот вопрос был в переписях таких  стран, как бывшая Югославия, Румыния, Шри-Ланка.

 

Родной язык относится  к тем измерениям человека, которые  не выбираются. Природа речевой деятельности человека двойственна: в ней есть и врожденное (генетическое) и приобретенное. Генетически в людях заложена способность в первые годы жизни  усвоить язык, причем любой язык. Однако отнюдь не от генетики, а от социальных условий зависит то, какой именно этнический язык (белорусский, немецкий, армянский, эскимосский) усвоит ребенок. Во многих случаях первым языком человека оказывался язык не физических, а приемных родителей; вообще говоря, это язык того окружения, в котором ребенок жил первые годы жизни (например, киргизский или казахский языки тех семей и детских домов, которые в годы войны приняли осиротевших маленьких детей белорусских, украинских или русских родителей). Таким образом, овладение первым языком - это не «природный», а социально-психологический процесс. Однако человек не свободен в выборе своего первого (материнского, родного) языка, потому что его усваивают непроизвольно («само собой», без целенаправленного обучения). Именно с этой естественностью, стихийностью овладения родным языком связана «несвобода» человека в языковом отношении: родной язык, как и родителей, не выбирают.

 

В кругу названных измерений  человека и социума особое место  занимают три признака: язык, этничность (национальность) и конфессионально-вероисповедная принадлежность. Они взаимосвязаны, так что их иногда смешивают (особенно часто определяют этничность, опираясь на признак языка или конфессии). Эти измерения называют в числе  главных факторов, создающих своеобразие  культуры и ментальности народа, т.е. своеобразие его психического склада, мировосприятия, поведения. (Подробно об этом см. §10-12.)

 

Однако это принципиально  разные измерения. Этнические, языковые и конфессиональные границы не совпадают  на карте мира. Не совпадают они  и с границами между государствами, т.е. с политической картой мира. Более  того, в разные исторические эпохи  языковые, этнические, конфессиональные и государственно-политические границы  между социумами соотносились по-К Змеиный яд — очень распространенное средство, применяющееся при лечении заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В. В. Корпачев в своей книге «Целебная фауна» пишет: «Если европейский врач знает, что змеиные яды полезны при определенных заболеваниях, то врач, практикующий на Востоке, может рассказать, в каких случаях надо давать больному кровь змеи, в каких — желчь, а когда — настойку на змеях. Секрет изготовления настоек состоит в том, что применяют сочетания ядовитых и неядовитых змей: — вроде наших композиций из лечебных трав. Такие настойки продаются в аптеках».

 

При лечении таких заболеваний, как полиартриты, миозиты, миалгии, артральгии, часто используются медицинские  препараты, содержащие змеиный яд. К  таким препаратам относятся випраксин, випералгин, кобротоксин, а также  мази: випратокс, випрасал, випдетокс, випразид, содержащие яды различных  змей.

 

Общая информация о яде

 

Змеиный яд (далее по тексту “З. я.”) — это ядовитые выделения  слюнных желёз некоторых видов  змей. З. я. — негустая бесцветная, соломенно-жёлтая или зеленоватая жидкость; состоит  из альбуминов, глобулинов, ферментов, воды, солей и др. В сухом виде сохраняется до 23 лет.

 

Свойства яда различных  змей неодинаковы: яд гадюки содержит геморрагин, вызывающий кровоизлияния, яд кобры богат нейротоксином, поражающим нервную систему. Поэтому и последствия укуса различных змей проявляются по-разному. При укусе гадюки — боль, отёк в области укуса, геморрагии кожи с образованием пузырей (иногда с омертвением тканей); укус кобры вызывает одышку, сердцебиение, головокружение, тошноту, иногда — рвоту, гибель происходит от паралича дыхательного центра. Яд кобры, щитомордника и гремучей змеи оказывает антикоагулирующее действие на кровь, яд гадюки — коагулирующее. В СССР встречались 14 видов ядовитых змей: кобра, гюрза, песчаная эфа, щитомордник, гадюки — обыкновенная, песчаная, Казнакова, армянская и другие.

 

Профилактика укусов змей: ношение высокой обуви, соблюдение осторожности в походах, при полевых  работах и т.п.Змеиные яды чрезвычайно быстро распространяется в организме пострадавшего, поэтому наложение тугой перетяжки выше места укуса, разрезы, прижигания не только бесцельны, но и вредны.

 

Первая помощь при укусе  змеи: полная неподвижность укушенной  конечности, наложение шин на неё, обильное питье (чай, кофе, вода). Наиболее эффективное средство — специфическая  противозмеиная сыворотка, которую  готовят из З. я. Малые дозы З. я. применяют  для лечебных целей: яд гадюки Рассела  — для тампонирования кровоточащих дёсен у больных гемофилией после  удаления зубов; яд кобры — как  болеутоляющее средство; яд гремучей змеи и кобры — для лечения  эпилепсии, бронхиальной астмы и  др.

 

Из змеиного яда готовят  лечебные препараты, оказывающие болеутоляющее  и противовоспалительное действие; применяют для лечения невралгий, мышечных болей, хронических заболеваний  суставов и др. Препараты З. я. выпускают  в виде мазей (випросал, випратокс), реже — раствора для подкожного и внутримышечного введения (випраксин, виперактин и др.). Противопоказано  лечение З. я. при туберкулёзе, лихорадочных состояниях, общем истощении, нарушениях кровообращения, тяжёлых заболеваниях печени и почек.


Информация о работе Язык и нация