Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Обращение к Византии,христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.

Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы,но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность,свой эпос и свое высокое военное искусство,позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией,пантеоном главным божеств,жрецами, и, по всей вероятности,со своим языческим летописанием.Формально Русь приняла крещение,и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Христианство закономерно наслоилось на язычество,впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским,а наслаивание нового на сохраняющееся(может быть несколько трансформируемое)старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием.Двоеверие –это система религиозных представлений,в которых языческие и христианские верования пересекались,взаимодействовали и проникали друг в друга.

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось.Вбирая в себя старые языческие представления,оно создавало новые мифы.Так, древний бог Велес,покровитель скота, совместился с христианским святым Власием.Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.

Значительная роль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру,князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Их можно назвать культурными политиками,реформаторами общественной и религиозной жизни народа.Они руководили масштабными социокультурными процессами,имевшими место в Древней Руси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры.

Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством.Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры.Культура народная также испытывала это воздействие,но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее.Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую,следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых,византийское влияние было не источником,а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых,оно не было насильственным.Русь не была пассивным объектом его приложения,наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих,заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций,творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Христианство,несомненно,сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том,что русская культура родилась вместе с христианством:с его принятием сменился лишь тип культуры.

Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

2. Древнерусская архитектура

Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии,но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры –архитектура Древней Руси.Русская культура,несмотря на свои отчетливые особенности,не была замкнута.В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектуры участвовали,кроме греков-византийцев,мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии,Чехии и Польши,позже Франции,Англии, Швейцарии.И все равно архитектура Древней Руси– уникальное,яркое выражение национального духа.

В Х-ХIвв. Русь называли страной городов:их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения,жилые дома,княжеские палаты, монастыри и соборы.

Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки– это храмы середины XI в.Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами,Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство.Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась55 м, а длина – 37 м.Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев,в Европе тогда не было сооружений,способных сравниться с киевской Софией.

На протяжении нескольких столетий «второй столицей»(после Киева)был Новгород Великий. В 1045-1050гг. повелением князя Владимира,сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси – София Новгородская,ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией.Можно сказать,что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.

К концуXII в. возвысилось Владимиро-Суздальское княжество.Владимирские зодчие создавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь Покрова на реке Нерль(1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский(1158-1160 гг.) и Дмитровский(1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота(1164 г.) во Владимире.

Москва первоначально была пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. ВXIII-XIV вв., оказавшись на пересечении оживленных торговых путей,она быстро развивалась,а с образованием Московского княжества стала его столицей.Расцвет московского зодчества начинается в конце XV в., когда завершилось объединение русских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля – центра Москвы со времен ее основания.

Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество.Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не«строить», а«рубить», потому что работали только одним инструментом-топором).Они украшались красивой резьбой.Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой.Одна из самых знаменитых деревянных построек –Преображенская церковь на острове Кижи(Онежское озеро),восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок.

 

3. Древнерусские народные ремесла

К XII–XIIIвв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений– успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей.Важное место занимало кузнечное.Производилось более 150 видов изделий из железа, стали.На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались,укреплялись,передавались из поколения в поколение.

Самым распространенным и любимым материалом на Руси всегда было дерево.Резьба по дереву включает в себя множество промыслов,направлений,техник, менявшихся и развивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все – от миски и ложки до княжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой.В орнаменте,в резной скульптуре,так же, как и в мелодии, и в песне, и в произведении живописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека,мастера-художника.

Приняв из Византии христианство,Русь восприняла и многое из ее художественного наследия. При этом, как ни удивительно,древнейший сохранившийся памятник церковной резьбы – знаменитое олонецкое тяблоXIII или XIV вв. – выполнено с чисто русской размашистостью и непосредственностью.Для этого периода характерно взаимовлияние культуры византийского христианства,остатков языческих традиций и творческого начала искренне обратившейся русской души.

Для каждого жителя Руси резьба начиналась с простых обыденных вещей. Долгими зимами крестьянин сам делал для себя и на продажу посуду, мебель,необходимый инструмент.Сам украшал их резьбой. Так было заведено повсеместно.Но вот где-то появлялся талантливый мастер-самородок,который изобретал какой-нибудь новый технический прием, придумывал свежую художественную идею и его изделия через ярмарки и купцов распространялись по всем городам и весям. У него появлялись ученики, следовавшие за ним, продолжавшие делать с небольшими вариациями похожие изделия.Так складывался оригинальный местный промысел.

Другой вид народного промысла –керамика. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом,богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена.

Ранее других существовала лепная керамика,т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений.Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней.Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования,суеверия, приметы;часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота,посевов.

Примерно в IX-X вв.в России появился гончарный круг– простейший станок или скорее приспособление,приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности,а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил,ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности,а его сосуды– своей рукотворности,так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве,и в его воображении.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком.Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово,шейка, горлышко,носик, ручка.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости– лощила – покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного.Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным.Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая– естественного цвета красной гончарной глины. Вторая– задымленная,обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода.Такую черную керамику еще называют томленой или мореной.Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней.

 

 

4. Развитие литературы и фольклора в Древней Руси

Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой,наследием которой являются многочисленные былины, предания,сказки, легенды,песни, обряды,игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности.До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы.Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность.

Богатый и выразительный литературный язык, организованное письмо было перенесено нам из Болгарии.Уже с X в. начинают проникать переведенные и созданные в Болгарии сочинения. В это же время создается и первое компилятивное произведение русской литературы так называемая«Речь философа»,в которой рассказывается история мира от его «сотворения»и до возникновения вселенской церковной организации.Словесность на Руси долгое время существовала в рамках рукописной традиции.

Древнерусская литература не таит эффектов гениальности,ее голос негромок,авторское начало приглушено.Крупных писателей в Древней Руси было немало:Иларион, Нестор,Симон и Поликарп,Кирилл Туровский,Климент Смолятич,Серапион Владимирский многие другие.Тем не менее,литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она,как и народное творчество была искусством надиндивидуальным.Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение,подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного.Древнерусские писатели обладали замечательным«чувством плеча», они создавали циклы, своды и ансамбли произведений.Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно,к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами.Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.Этот сюжет –мировая история,и эта тема –смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном,открытый вымысел древними авторами не допускался.Древнерусская литература не знает условных персонажей.В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях: Борис и Глеб, Феодосий Печерский,Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский,Стефан Пермский и т.д.

Информация о работе Язычество Древней Руси