Якутский праздник Ысыах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 02:35, реферат

Описание работы

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать.

Содержание работы

1. Введение
2. Из старой хроники
3. Якутский "ысыах"
4. Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
5. Мифология и Ысыах
6. Религия и Ысыах
7. Ысыах и семья
8. Ысыах и культура питания
9. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Якутский праздник Ысыах.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

Введение 

     В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом. Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс — земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из Высших Божеств — покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт. Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Затем все принимают участие в хороводе осуохай — массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и стано¬вятся родными по духу. В песнях праздничного хорово¬да воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия. Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех. Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах. 

     Если  для всех народов, населяющих Крайний  Север Сибири, основными видами домашних занятий, домашнего производства были выделка оленьих шкур, изготовление самодельной замши — ровдуги, а основной формой проявлений художественного чутья и вкуса — оформление верхней меховой одежды и изделий из ровдуги, то для якутов равноценной областью творческой деятельности являлась художественная обработка дерева. Дерево и изделия из него играли в быту якутов первостепенную роль.

     Убранство старинного народного якутского  жилища составляли деревянные лавки, круглые  низкие столы на фигурных ножках, для  хранения всяческого скарба служили  коробки и укладки разных размеров. Из дерева вытесывались фигурные столбы коновязи сэрге. Их изготовление и оформление скульптурными и орнаментальными деталями превратилось в своеобразную отрасль народного декоративного искусства. Коновязи эти весьма разнообразны. Первоначально различались дворовая коновязь, воинская, жертвенная и шаманская колонна-коновязь. Позднее появилась свадебная коновязь, кумысная коновязь. Сэрге можно и сейчас еще встретить во многих местах Якутии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из  старой хроники 

     3 июля 1890 года в Якутскую область  прибыл иркутский генерал-губернатор  Александр Дмитриевич Горемыкин.  Об этом событии сохранились  очерк и полное описание путешествия. Главный начальник края прибыл в Якутск на пароходе «Синельников», сделал остановку в селе Рассолода (ныне Мегино-Кангаласский улус). Весть о прибытии губернатора быстро пронеслась по городу. Горожане украсили свои дома флагами, многие выехали на пристань. Гостей встречали губернатор В.З.Коленко, вице-губернатор П.П.Осташкин с супругой, городской голова Астраханцев с депутацией от города и чины всех ведомств. Городской голова поднес хлеб-соль, а С.М.Осташкина – букет цветов супруге главного начальника края Елене Дмитриевне. Высокий гость поблагодарил за радушие, его слова вызвали громкое «ура». Затем в коляске вместе с местным губернатором направился в город. В городе ознакомился с работой учебных заведений, посетил и женскую гимназию. В конце первой недели пребывания высокого гостя в Якутске 8 июля в четырех верстах от города устроили народное гулянье – Ысыах. Собралось много народа. Для гостей устроили палатку. Ее стены украсили зеленью, а посередине – вензеля Александра Дмитриевича и Елены Дмитриевны. Для собравшихся приготовили угощение, расставили шесты с флагами и деревца (чэчир). Погода благоприятствовала гулянию. Генерал-губернатор прибыл на Ысыах с семейством в пять часов вечера. Гости пили чай, им предложили кумыс. После угощения побывали на осуохае, осматривали лошадей, жеребят, оленей с нартами. Внимание губернатора и сопровождающих их людей привлекли национальные женские костюмы, отделанные дорогими мехами, парчой и серебряными украшениями местных умельцев. На Ысыахе был местный фотограф, который запечатлел празднество на пленке. Гости гуляли до семи часов вечера. Генерал-губернатор воспользовался приглашением жителей села Марха и с семейством и свитой отправился туда. Узнав о приезде гостей, жители села украсили свои дома флагами, а у самого селения, на мосту, установили триумфальную арку, убранную зеленью, утвердив на арке вензеля генерал-губернатора и его супруги. Встречали их в Мархе хлебом-солью, овощами. На встрече с жителями села высокий гость сказал, что он особенно ценит трудолюбие и трезвость жителей Мархи, пожелал процветания земледельческому труду и сельскому хозяйству. Здесь он осмотрел хлебный магазин, пашни, рабочий скот и земледельческие орудия. Гости еще обратили внимание на соху и сеялку, оценили их практичность и простоту конструкции. Осмотрели склад земледельческих орудий, для образца и применения в Иркутской губернии были куплены несколько экземпляров этих орудий. После осмотра гостей пригласили в устроенную для них палатку. Здесь был сервирован стол с чаем, десертом, в том числе арбузами и дынями местного произрастания, прохладительными напитками. Около 9 часов вечера гости отбыли из Мархи. Их отъезд сопровождался криками «ура». Историческая справка. Генерал-губернатор А.Д.Горемыкин (1832–1904) – русский государственный деятель, член Государственного Совета. Почетный гражданин города Иркутска. При нем были введены лесной надзор и другие природоохранительные акты.  
Василий АЛЕКСЕЕВ 
 
 

Якутcкий "ысыах" 

     Семь  длинных, скучных и холодных месяцев  проводит якут зимой в своей мрачной  юрте, словно в берлоге, при однообразной обстановке, без особенных занятий, почти без развлечений. Семь длинных  месяцев он спит сном бездеятельности  и тоски... Но как только откроется  земля из-под своего зимнего покрова, как только появится в природе  благоухание деревьев, трав и цветов и послышится радостное пение  птиц, якут встряхивается от долгого  сна, и тотчас резко меняется вся  обстановка его жизни. Дотоле мрачная  юрта теперь превращается в светлую и чистую. Скот отделяется от смежного с домом помещения и выпускается на двор, в пище появляется обилие масла, сливок, молока и пр., кожаные и меховые одежды заменяются блузами и холодаями из тонкой русской материи и т. д.В это время являются у якута и развлечения, и особенно ярко обнаруживаются особенности его душевной жизни. Самое главное и никогда в другое время не бываемое развлечение–"ысэх". Это общественный многолюдный сход с целью порезвиться среди природы. Еще за несколько дней до "ысыаха" бабы и мужчины, девушки и парни начинают заботиться о костюмах и украшениях. Приготовляются новые из ситца и гаруса ярких цветов блузы и холодаи, новые шелковые или гарусные яркие платки, цветные кушаки, черные сары (сапоги) и т. д.На восходе солнца на месте развлечения уже бывает огромная толпа, достигающая до 400–500 человек, а иногда и до 1000. Распорядителями развлечения на особом месте приготовляется ведер 500–1000 кумыса (пиво из кобыльего молока), мясо, масло и проч.Развлечение начинается хороводными танцами и хоровым пением. Обыкновенно бывает запевала, мужчина или женщина, который громко дает на ходу слова и мотив пения, остальные подхватывают песню. Хороводов бывает много. В каждом хороводе– один или несколько запевал. В песнях своих якуты восхваляют сотворенный Богом мир, красоту и прелести этого миpa, оживающую весеннюю природу и т. д.Около полудня начинают пить кумыс. Предварительно все рассаживаются на зеленой траве отдельными кругами без разбора возраста и пола, причем почетные гости составляют отдельный круг. Распорядителями развлечения приносится всем гостям кумыс, смешанный с маслом, который тут жe распивают; затем снова начинаются пляски и пения, но уже в более оживленном виде, с высоким подъемом настроения. К этим развлечениям присоединяется, между прочим, и состязание молодых парней в силе и ловкости. Все люди разделяются на партии (обыкновенно по наслегам) и, избрав из среды себя каждая своего борца, начинают состязание, причем борцы для удобства и ловкости, а также и из экономических предосторожностей, снимают с себя верхнее платье. Каждое удачное или неудачное движение борца известной партии сопровождается одобрением или порицанием, громким смехом и ударами в ладоши. Часто при ысыахе пускают в бег лошадей. При этом также якуты разделяются на партии, каждая из которых избирает своего бегуна. Удачный или неудачный побег той или иной лошади сопровождается также выражением восторга или насмешками. В старину, а в глухих местах и в настоящее время, начало ысыаха сопровождалось заклинаниями шамана. Обыкновенно в таких случаях происходит так называемое "ытык дабатар", т. е. жертва духам какой-либо предназначенной для этого лошади. Делается это по какому-либо обету при болезнях или других несчастиях с целью умилостивить этих духов, которые по убеждению якутов служат причинами всех людских несчастий. Всю ночь тогда беснуется шаман, призывая духов на жертвенную лошадь. Когда наконец шаман заявит, что дух вселился в лошадь, происходит спаивание этой лошади кумысом и спрыскивание кумыса на воздух в знак угощения поселившихся в лошади духов. После этого лошадь отпускается на волю, и ею больше никто не пользуется для езды. Во время этих действий шамана и после них собравшиеся якуты проводят время в оживленных плясках и пении...Часто в современных "ысыахах" (в здешнем, напр., районе) приглашается священник для служения торжественного водосвятия или молебствия празднуемому святому. Поздно вечером, когда солнце становится близко к закату, толпа мало-помалу медленно расходится по домам.  
 
 
 

Национальный  праздник Ысыах – символ якутской культуры 

     Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение  являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического "лица". Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.  

     Ысыах – единственный этнический праздник в экспозиции сибирских праздников, сохранивший свой самобытный характер и в советское время. В этом уникальность календарно-праздничной культуры народа саха, ее притягательная сила в жизнеутверждающем начале: продолжения жизни, начала новой семьи, бессмертия человеческого рода, призыв к счастью и добру. Здесь ярко отразилась экологическая культура якутов с ее мировоззренческим комплексом почитания Природы и бережным отношением ко всему живому. Диалог человека с миром Природы, с окружающей средой создавал своеобразный кодекс взаимоотношений, где человек включался в природу, соотнеся с ней свою хозяйственную, социальную, ритуальную и биологическую жизнь. Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом. Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни. Самые северные коневоды – якуты сумели сохранить свою южную скотоводческую культуру в условиях циркумполярной зоны. Главный ритуал якутской традиции Ысыах следует рассматривать как историко-культурную ценность, являющуюся неотъемлемой частью общемирового культурного наследия. 

     Ысыах представляет собой сложное, многофункциональное явление, в котором отразились черты хозяйственно-культурной, социальной, этнической и духовной жизни якутов на разных этапах их исторического развития (Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах, с.148)  

Мифология и Ысыах 

     Если  обратиться к фольклорным источникам, то происхождение праздника проецируется на якутский миф об Эллэе – культурном герое, главном первопредке народа саха. Корпус мифологических текстов, приведенных в книге Г.В.Ксенофонтова "Эллэйада" (1977), дает возможность реконструировать основной сюжет народного праздника. "В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: "Пусть таков будет удел наших детей!". 

     "…Содрав  бересту, он заставил жену сшить  берестяную посуду. Сам из березового  ствола понаделал разные виды  кумысной посуды: из цельного  дерева выдолбил чорооны с ножками в виде конских копыт и с выпуклой резьбой снаружи, сделал матаарчахи с густыми узорами, сделал кэриэн с фигурными украшениями, вытянутыми в ряд. Жена сшила "кыллаах-ыагас", узорчатый саар-ыагас, "сабарай" и разные ведра для коровьего молока. ... Срезав молодые березки и лиственницы, Эллэй воткнул их рядами в виде улицы до самого дому. Затем, свив веревку из черного и белого волоса и украсив ее пучками белого конского волоса, натянул ее на воткнутые деревья"[№ 44]. "…Выдаивая кобылиц своего тестя, он накопил большой запас кумыса и устроил Ысыах. К своему празднеству он пригласил Омогона с женой и при этом сказал: "Настал день поминовения предков и Юрюнг Айыы и подношения им жертвенной чаши". Раньше Омогон и его люди не видели такого обряда…Придя на ысыах, Омогон увидел кумыс, напиток раньше ему незнакомый, невиданные прежде посуды, украшенные резьбой. Поверх кумыса плавало масло. Эллэй поднял чашу с такой молитвой: "Господь, Юрюнг Айыы, настал день твоего воспоминания! Я,созданный тобою человек, угощаю тебя через чистый огонь. Почитаю тебя через огонь солнца!" Говоря так, он капал кумыс на огонь. В заключение призывал божее благословление возгласами "урууй", "айхал". 

     "…Эллэй устроил праздник окропления кумыса, "ысыах". Вверху есть Юрюнг-Айыы-Тойон с орлом на лбу. Еще есть дарующий приплод лошадей – их предок Уордаах-Джесегей Тойон. Затем есть дарующая приплод рогатого скота Айыысыт-Хотун с веснушчатыми ноздрями. На празднике, поднимая чаши с кумысом, Эллэй обращался к этим божествам, с молением размножить его стада. Подняв чаши, он запел… Тогда мимо пролетели три белые птицы… Вот с тех пор люди, уверовав в существование богов, стали устраивать ысыахи". Итак, исходя из мифологических текстов об Ысыахе, можно придти к заключению, что древний обряд носил религиозную окраску, и являлся праздником поклонения небесным божествам.  

Информация о работе Якутский праздник Ысыах